АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ИСТОЧНИК ШУМОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ИСТОЧНИК ШУМОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

© И.Н.Лыков, Т.С.Бесклетко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2005 г.

В результате экспериментального изучения реальной шумовой нагрузки на население города Калуги отмечен превалирующий вклад транспортных средств: автомобилей, автобусов и троллейбусов. В основном акустический фон складывается из шума ходовой части, который возникает при разгоне автомобиля и езде на низких передачах, и шума качения, который создаётся при соприкосновении шин с поверхностью дороги. Большой вклад в уровень шума вносит состояние и тип дорожного покрытия. Например, шумность бетонного покрытия составляет 3 дБ, асфальтового покрытия – 5 дБ, мощёного покрытия – 8 дБ, а мокрого гладкого асфальтового покрытия – 10 дБ.

Особый вклад в шумовой фон городской среды вносит нерациональное распределение транспортных потоков и размеры транспортного средства. Например, троллейбусы, занимая узкую проезжую часть улиц, усугубляют экологическую ситуацию. Они способствуют снижению скорости идущего за ними автомобильного транспорта, вызывают частую остановку автомобилей с работой двигателя на «холостом» ходу.

Учитывая актуальность проблемы, проведены измерения уровня шума в 80 точках города Калуги. Измерения проводились ежемесячно, в середине недели с 14 до 18 часов. В это время интенсивность движения автотранспорта максимальна. Отмечены закономерности, связанные с сезонными изменениями уровня шума. Показано, что весной, при отсутствии листвы на деревьях, измеренные значения определяют верхнюю границу уровней шума в городе для сухой погоды без снежного покрытия. В летнее время уровни шума могут быть ниже за счёт поглощения шума листвой деревьев и кустарников. С апреля по сентябрь уровень шума на 5-20 дБ выше, чем в остальное время года. Это связано с увеличением интенсивности транспортных потоков в тёплое время года.

Анализ наблюдений за последние 10 лет показал тенденцию к ежегодному увеличению общего уровня шума на 2-3 дБ. Это связано как с увеличением общего количества транспортных средств, так и с увеличением числа неисправных автомобилей (неисправности глушителей выхлопных трактов, подвесок и кузовов автомобилей, в том числе и импортного производства). Превышение уровня допустимых санитарных требований на отдельных улицах г. Калуги составило 18 дБ.

Предложены мероприятия по снижению уровня шума на территории г. Калуги.