ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧАСТНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧАСТНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ

© А.В.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Чтобы разбираться в эвристических приемах учебной деятельности, студенты должны знать следующее:

- Наблюдаемые явления: образом направления совершаемого события в пространстве-времени является радиус-вектор (частная проблемная ситуация – ЧПС 4.1); у каждого события есть пространственно-временная оценка (ЧПС 4.2); скорость – характеристика быстроты совершаемого события (ЧПС 4.3).

- Доминирующий эвристический прием: «подведение цели и условий под диэлектрические категории».

- Используемые приемы: «Вживание в образ явления», «Использование рисунков», «Разделение процессов во времени», «Использование геометрических образов», «Выявление новых связей».

Организуя ЧПС, преподаватель ставит проблемный вопрос, например: какое из известных действий человека на начальной стадии его развития отличает человека от остального животного мира? Для ответа он предлагает студентам «вжиться в образ» ребенка, требующего подать ему желаемую игрушку. Преподаватель обращает внимание на жест ребенка, указывающий направление, в котором он последний раз видел свою игрушку. Студенты осмысливают предложение преподавателя. После необходимых размышлений они дают заключение: восприятие ребенком пространства является генетическим наследием его прародителей; для управления информацией в окружающем пространстве необходимо задать систему отсчета; радиус-вектор – первая и основная физическая характеристика материализованного пространства. Студенты, применив прием учебной деятельности «Вживание в образ явления» и выполнив при этом комплекс логических размышлений, получили определенное развитие.

Продолжая совершенствовать умение студентов в оценке проявленных явлений, преподаватель может дать ряд заданий, например: оценить сложившуюся ситуацию, связанную с перемещением игрушки в другой угол комнаты. Студенты применяют прием «Анализ явления с разных сторон». Делаются выводы: существуют отличные друг от друга характеристики перемещения – перемещение в пространстве и пройденный путь; смена места положения – природой заложенная необходимость жизненной сущности человека; причиной смены места положения является движение; быстрота совершаемого движения – очередная необходимость жизненной сущности человека.

Организуя проблемное обучение, построенное на комплексе частных проблем, одной из педагогических задач преподаватель ставит задачу привить студентам материалистическое осмысление в использовании эвристических приемов в учебной деятельности.