ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

© Н.Л.Мыслинская, М.В.Герасимова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

К. Э. Циолковский высоко ценил технические знания, но техника для него не была самоцелью, а только средством для осуществления высших форм социальной жизни и совершенствования самого человека. Свой высший гражданский долг Константин Эдуардович видел в том, чтобы благодаря научным достижениям «продвинуть человечество хоть немного вперед». В служении Отечеству посредством научных открытий видели свое предназначение и такие выдающиеся ученые, как П. М. Голубицкий, А. С. Столетов, А. Л. Чижевский.

Для каждой эпохи, особенно в период переломных моментов, вопросы гражданственности и патриотизма приобретают особую значимость, актуальность. Исследование, посвященное проблеме гражданственности, было проведено на первых двух курсах физико-математического факультета Калужского Государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского и показало следующее: 63,4 % опрошенных не знакомы с понятием гражданственности; 19,5 % - считают что, гражданственность выражается в соблюдении законов, правил и норм поведения; 38 % респондентов проявление гражданской активности связывают с участием в выборах и общественных мероприятиях; 12,2 % опрошенных выразили готовность придти на помощь, проявляя осознанную социальную активность; 30 % респондентов не согласны с тем, что добросовестное отношение к учебе является проявлением гражданской активности; 56,1% опрошенных определяют патриотизм как «любовь к родине»; 14,6 % респондентов считают, что патриотизм – это «верность родине и ее защита»; 12,2 % опрошенных проявили «готовность пожертвовать всем ради своей страны»; и только 4,8 % респондентов считают, что патриотизм выражается через «самоотверженный труд на благо страны».

Большим потенциалом в воспитании гражданственности обладает курс физики. Формирование гражданственности будущих учителей физики включает комплекс средств и методов обучения. Это информационные методы: диффузное включение в курс биографических сведений о выдающихся отечественных ученых, акцентируя внимание на их патриотической позиции; посещение музеев с последующим обсуждением нравственно-этических вопросов гражданственной направленности, связанных с историческими личностями; проведение «круглых столов», «часа открытого микрофона», «панорамы событий» на актуальные темы сегодняшнего дня с обращением к истории. Это практические методы: решение задач по физике, фабула которых включает сведения об ученом как гражданине и патриоте; подготовка студентами докладов, наглядных пособий для работы на педагогической практике; участие в конференции «Связь времен», лейтмотивом которой является высокая гражданственная направленность выступлений на тему жизни и деятельности выдающихся российских физиков.

Знакомство студентов с историко-биографическим материалом помогает формированию гражданственности – необходимого профессионального качества будущего педагога.