ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Н.И.Чиркова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

К. Э. Циолковский в своей педагогической практике значительное место отводил проблеме формирования логического мышления. В современных условиях значимость этой проблемы принимает особое значение.

Важнейшей задачей, стоящей перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывать свои суждения и в итоге делать логические высказывания.

Проблема логического высказывания встает в связи с тем, что свою логику освоения учебного материала ученик выстраивает на основании логики, уже имеющейся в учебниках, или логики изложения материала учителем. Поэтому в структуре логики познания у ребенка возникает противоречие между тем, как его учат, и тем, как сам он может понять этот материал, то есть встает вопрос о самостоятельном логическом высказывании. Работа над структурой самого высказывания ведется на основе развития логических суждений, которые формируются тогда, когда ребенок учится оперировать логическими приемами и операциями.

Логические приемы и операции характеризуют основное содержание мысли. Однако в учебной деятельности происходит постоянное смешивание используемых логических приемов и операций, что затрудняет развитие логической структуры мысли. Ребенок самостоятельно не разделяет поток высказываний на логические приемы и операции. Это существенно снижает успешность формирования последовательности мысли, а значит и речи, обладающей логической структурой. Поэтому учителю следует особенно внимательно и тщательно организовывать работу по развитию логических высказываний, он должен сам четко знать, что такое приемы и операции мышления и как их эффективно развивать.

В педагогике логическое суждение и логическое высказывание обычно рассматриваются как синонимы, обозначающие последовательно изложенную, обоснованную и вербально оформленную мысль. Однако следует отметить, что логические суждения выделяют логические мысли для ученика извне, в то время как логические высказывания – мысли, принадлежащие самому ученику.

Для успешного и продуктивного освоения учебного материала ребенку необходимо овладение умением оперировать логическими суждениями. В этом случае он может построить цепочку логических высказываний, сделать вывод, провести аналогию. Но до тех пор, пока его высказывания нелогичны, не структурированы и не отвечают законам логики, нельзя вести речи о переносе знания с одного изучаемого объекта на другой. Логические высказывания реализуются в речевой деятельности и поэтому, безусловно, связаны с уровнем развития речи ребенка. И пока она недостаточно развита, ребенок не может подобрать слова, чтобы высказаться ясно и точно, выразить свою мысль, суметь обосновать ее.

Циолковский стремился привить своим ученикам стремление к познанию, учил их мыслить самостоятельно. Его педагогические идеи находят отражение в современной педагогической науке.