ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ РН «ЗЕНИТ» (К 20-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ЛЕТНОГО ИСПЫТАНИЯ)

ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ РН «ЗЕНИТ» (К 20-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ЛЕТНОГО ИСПЫТАНИЯ)

© В.К.Чванов, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2005 г.

В докладе сообщается об истории разработки кислородно-керосиновых ЖРД (жидкостных ракетных двигателей) РД-171 и РД-120 для первой и второй ступеней РН «Зенит». Эти двигатели, разработанные в 70-х-80-х годах прошлого века, стали базовыми двигателями нового поколения ЖРД. Их создание стало, по сути, техническим прорывом, открыло дорогу для разработки более совершенных модификаций ЖРД, позволило НПО «Энергомаш» выйти на международный рынок. Они заложили основы для разработки двигателей РД-180 для американских РН «Атлас 3» и «Атлас 5», двигателей РД-191 для нового семейства российских РН «Ангара», модернизации двигателя РД-120 для второй ступени РН «Зенит 3SL».

Двигатель РД-171 – это самый мощный в мире ЖРД, имеющий тягу в пустоте свыше 800 т. Этот двигатель является наиболее эффективным благодаря высокому уровню освоенных параметров. В ходе доводки двигателя РД-171 был обеспечен гарантированный запас работоспособности двигателя, требуемый техническим заданием для одноразового использования (7 полетных ресурсов).

Непосредственная разработка РД-120 началась в 1976 г. Этот двигатель, благодаря его уникальным характеристикам в сочетании с имеющимися запасами работоспособности, подтвержденной надежностью и высокими эксплуатационными качествами, позволяет не только обеспечивать его успешное применение в составе РН «Зенит», но и без серьезных переделок, в сжатые сроки, создавать на его основе модификации для модернизируемых и перспективных РН легкого и среднего класса.

Первое летное испытание двигателей в составе РН «Зенит» было осуществлено 13 апреля 1985 г. Официально этап отработки двигателя РД-171 был завершен в 1986 г., а двигателя РД-120 – в 1987 г.

В настоящее время в НПО «Энергомаш» проведены работы по модернизации двигателей первой и второй ступеней. Сертификация двигателя РД-171М была завершена летом 2004 г., началась поставка модернизированных серийных двигателей на Украину. Двигатель РД-120 был форсирован по тяге на 10% до 93 т (вместо 85 т) и с 2003 г. используется в составе РН «Зенит 3SL».