МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ КОСМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ КОСМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

© Е.К.Гурьев, А.М.Никулин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2005 г.

Создатель научной космонавтики К. Э. Циолковский подчеркивал, что проникновение человека в космическое пространство возможно лишь при условии практического овладения человечеством всеми достижениями современной научной мысли, освоения и внедрения новейших технологий, привлечения к решению этой задачи больших коллективов ученых разных специальностей, объединения усилий многих стран и народов.

В условиях рыночной экономики эффективный производственный менеджмент на предприятиях и объединениях космического машиностроения невозможен без детального изучения рынка космических услуг, серьезных маркетинговых исследований, прогнозирования спроса на изделия, оценки их конкурентоспособности, выработки соответствующей маркетинговой политики.

Конкурентоспособность изделий оценивается по некоторому набору потребительских характеристик, определяющих уровень качества этих изделий и их преимущество перед аналогичной продукцией других предприятий. Оценки конкурентоспособности продукции объединения на длительную перспективу в условиях неопределенности должны строиться с позиций системного подхода и программно-целевого планирования.

Потребность в продукции объединения космического машиностроения на длительный период может определяться экспертно- нормативным путем либо с помощью имитационной математической модели альтернативного распределения емкости рынка данной продукции между конкурирующими исполнителями, позволяющей определить такой набор из исходного списка исполнителей, который минимизирует сумму затрат на выполнение всего перечня работ некоторой фоновой программы.

Коммерческая или стоимостная доля участия конкурентов в этих наборах используется как оценка их потенциальной коммерческой привлекательности. Оценочными показателями могут быть номенклатура и количество изделий, минимизирующие суммарные затраты на осуществление перспективной программы модернизации или выпуска новых изделий.

Рассматриваемая задача является задачей дискретного математического программирования и решается методом ветвей и границ.

Для изделий, производство которых освоено, на основе полученных данных о спросе и ценах на изделия формируется производственная программа предприятия с использованием балансовых оптимизационных экономико-математических моделей (ЭММ), содержащих ограничения на выпуск продукции:

- по загрузке оборудования;

- по основным производственным рабочим;

- по производственным площадям;

- по материально-техническим и финансовым ресурсам;

- по показателям маркетинговой деятельности, а в качестве целевой функции выбирается максимизация прибыли, объема продаж и т. п.

Формируемая производственная программа выпуска нескольких видов продукции рассматривается как текущий инвестиционный проект, эффективность которого оценивается по таким совокупным показателям как чистый текущий доход, рентабельность, внутренняя норма прибыли предприятия, срок окупаемости.

Если же изделия, выпускаемые предприятием, неконкурентоспособны или прогноз развития конъюнктурной ситуации имеет негативные перспективы, то должны разрабатываться мероприятия по модернизации этих изделий, если предприятие располагает необходимыми возможностями и технологиями. Реализация этих мероприятий может рассматриваться как среднесрочный инвестиционный проект (ИП), эффективность которого оценивается аналогично вышеизложенному.

Полученные оценки потребности используются для составления комплексной программы развития объединения на несколько периодов (лет) вперед в соответствии с этапами жизненного цикла каждого из проектируемых изделий, рассматриваемой как среднесрочный ИП и реализуемой в виде бизнес-плана объединения. Эффективность этого ИП также оценивается по таким совокупным показателям как чистый текущий доход, рентабельность, внутренняя норма прибыли, срок окупаемости при обеспечении минимизации капиталовложений. При этом оценивается потребность в производственных мощностях для реализации программы развития. Если имеющихся мощностей достаточно, то указанная программа осуществляется на действующих производственных мощностях.

В противном случае решается задача развития производственных мощностей предприятия с использованием имитационной балансовой модели, содержащей ограничения по балансу мощностей в различные отрезки времени в разрезе воспроизводственной структуры с учетом выбытия и приростов мощностей, неотрицательности этих приростов по капиталовложениям, по объему заемных и привлеченных средств, реализуемому приросту мощностей.

В качестве вектора целевых функций используется минимизация относительного дефицита производственных мощностей по временным периодам реализации ИП, для чего используется траекторный подход.

Парето-оптимальная программа развития предприятия находится в результате многократного решения задачи блочного линейного программирования методом декомпозиции Данцига-Вулфа при различных значениях потребности в продукции, полученных в результате возможных изменений конъюнктуры рынка. Ожидаемый выпуск продукции на имеющихся и вновь вводимых мощностях по этапам реализации среднесрочного ИП оценивается с помощью специальной агрегированной оптимизационной экономико-математической модели балансового типа.

Если задача математического программирования не возникает, то ищется сбалансированное по всем ограничениям решение.

Для реализации предложенного подхода разработана неструктуризованная человеко-машинная процедура принятия решений.