О МЕТОДИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО НА ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

О МЕТОДИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО НА ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© И.В.Дробышева, Ю.А.Дробышев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Анализ творчества К.Э. Циолковского и Н. И. Лобачевского раскрывает многоплановость их личностей. Они являются не только выдающимися учеными, но и педагогами, дидактические идеи которых и сегодня остаются актуальными. Методическое наследие каждого из них является мощным средством формирования методической культуры будущего учителя. Искусство преподавания – это в значительной степени личность самого преподавателя, его научный и культурный потенциал, которым Циолковский и Лобачевский обладали в полной мере.

Циолковский, объясняя новый материал, исходил из того, что при обучении учащихся физико-математическим дисциплинам начинать следует «с самого простого и понятного и переходить от известного к неизвестному, не говоря ничего такого, чего нельзя было бы пояснить чем-нибудь уже усвоенным». Он был приверженцем индуктивного метода и старался на частных конкретных примерах с помощью специально подобранных задач подготовить учащихся к изучению теоретического материала. Лобачевский в преподавании придерживался строгой последовательности в использовании методов обучения, считая, что общие дедуктивные рассуждения должны предшествовать рассмотрению частных случаев. По этому поводу он писал: «Я предпочитаю в преподавании общие способы, чем частные случаи, приходя к ним и доказывая потом справедливость их во всей обширности, наконец, снова занимаясь частными случаями, которые составляют уже всю науку и где различные применения в состоянии устранить всякую темность и победить трудности отвлеченных понятий». Лобачевский рекомендовал будущим преподавателям сначала объяснять студентам «твердые основы наук, те первые понятия, которые мы получаем о природе прямо чувствами», а затем переходить к абстракциям. Как и Циолковский, он уделял большое внимание физическим и геометрическим опытам, которые подводили обучающихся как к наглядному пониманию явлений, так и к проверке на практике найденных закономерностей или законов.

Циолковский, развивая в своих учениках творческие способности, предлагал им сочинения по предмету физики на различные темы, связанные с применением физических явлений на практике, беседовал с ними о значении научных открытий, о роли ученых в решении жизненно важных проблем. Лобачевский рекомендовал обогащать молодежь познаниями, способствовать открытию гениальности каждого юноши и предоставить ему свободу творчества. В то же время он понимал, что овладение специальными знаниями («образование умственное») еще не завершает воспитания, поэтому необходимо прививать учащимся широкую общую культуру и воспитывать эстетическое чувство. Только тогда, по мнению Лобачевского, человек воспримет жизнь в ее движении, будет постоянно увлечен ее новизной. Но это должен быть не абстрактный интерес, все знания и чувства образованного человека должны быть направлены на служение Отечеству.

Анализируя методические приемы Циолковского и Лобачевского, можно заключить, что они помогут ознакомлению студентов с традиционным спором в методике изучения материала (индуктивно или дедуктивно?), раскрытию роли опыта при изучении физики и геометрии, развитию творческих способностей в учениках, воспитанию в них граждан, имеющих благородную цель в жизни.

Все идеи о преподавании, высказанные и разработанные Циолковским и Лобачевским, актуальны и в настоящее время. Поэтому знакомство с их научно-методическим наследием интересно как для студентов физико-математических факультетов, так и преподавателей, относящихся творчески к своей работе.