ОБМЕН ПЛАНАМИ МЕЖДУ СИСТЕМАМИ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МКС

ОБМЕН ПЛАНАМИ МЕЖДУ СИСТЕМАМИ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МКС

© Х.У.Сайгираев, Т.Г.Вакурина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2005 г.

МКС – первая Международная космическая станция, являющаяся совместным проектом нескольких стран-участниц, международных партнеров. В связи с этим управление космической станцией осуществляется из нескольких центров, расположенных в разных странах. У каждого центра управления своя история и накопленный опыт, сложившийся при управлении собственными космическими аппаратами и, в частности, при планировании полетов. На основе этого опыта, наработанных методик и принципов планирования в центрах создавались собственные системы планирования полетов.

Совершенно новой задачей в планировании, не возникавшей ранее при управлении собственными космическими аппаратами, стала задача совместного планирования полета МКС, которая, в частности, подразумевает обмен, согласование и интеграцию планов между центрами. При этом появляются новые условия и требования к системе планирования, необходимо чтобы все результаты планирования на всех этапах были представлены в электронном виде в соответствии с согласованными с международными партнерами форматами данных с тем, чтобы при обмене, согласовании и интеграции исключить разночтение данных. Для решения этой задачи возникла необходимость передачи плана, разработанного в системе планирования одного партнера, и загрузки его в систему планирования другого партнера. Этот обмен осуществляется посредством специальных транспортных файлов, которые имеют строго определенную структуру и содержат всю необходимую информацию о планах полета. Структура транспортного файла была разработана на основе американской системы планирования. Так как структура и состав информации передаваемых данных, используемые в системах планирования международных партнеров, отличаются, то возникла необходимость создания модуля адаптации данных от американской к российской системе и наоборот.

В докладе описана схема обмена транспортными файлами с международными партнерами, структура транспортного файла, стандарты данных, используемых при обмене, и влияние их на БД российской системы планирования, а также показаны отличия в российской и американской системах планирования, влияющие на генерацию и загрузку в систему транспортного файла.