ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.И.Сахарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Главной предпосылкой успешной педагогической деятельности К.Э. Циолковского является уровень его педагогической культуры. Профессионально-этические и личностные качества Константина Эдуардовича имели первостепенное значение для его учеников.

Отношение к преподаванию, понимание значимости Знания и уважение к науке создавали интеллектуальную атмосферу на уроке. Увлеченность, стремление и вера в познание неизвестного – все это вызывало в детях чувство уважения к учителю.

Циолковский к преподаванию относился с большим интересом, хотя некоторые отмечают, что учительская работа была для него утомительной, ведь он был талантливым мыслителем, стремящимся к вершинам наук, а ему приходилось из года в год твердить одни и те же истины. Вероятно, что его отношение к учительской деятельности, ответственность за знания детей позволяли ему проявлять свои лучшие личностные качества. Он был деликатным, обладал выдержкой и чувством меры. Константин Эдуардович являлся сторонником новаторских подходов в образовании. Его школа не имела строгой системы и режима, в ней царила свобода поиска и решений.

Увлеченный наукой, осмысливающий законы Вселенной, Циолковский в глазах учеников был личностью с особым мировоззрением. Недаром Е. И. Волкова, одна из его бывших учениц, вспоминает: «Никаких странностей в нем не было, это был человек великого ума, изумительной энергии и настойчивости, с величайшей верой в пути прогресса и техники, он был всегда сосредоточен, задумчив, непохожий на окружающих, одним словом был таким особенным, какими бывают все великие люди, мыслители».

Педагогическая культура Циолковского – это универсальный сплав творчески реализуемых способов его педагогической деятельности, растворенный в личностной индивидуальности учителя, окрашенный любовью к детям и науке.