РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ВЫРАБАТЫВАЕМОЙ СОЛНЕЧНЫМИ БАТАРЕЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОРАБЛЕЙ

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ВЫРАБАТЫВАЕМОЙ СОЛНЕЧНЫМИ БАТАРЕЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОРАБЛЕЙ

© И.В.Мельник
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2005 г.

При проведении штатных полетных операций и экспериментов на транспортных кораблях (ТК), требующих задействования энергоемкого оборудования и как следствие значительного количества электрической энергии, необходимо обеспечивать баланс потребляемой электроэнергии и энергии, вырабатываемой солнечными батареями (СБ) ТК. При этом ТК может находиться как в автономном полете, так и в состыкованном с российским сегментом Международной космической станции (МКС) положении. На эффективность работы СБ ТК оказывают влияние такие факторы, как ориентация МКС и ТК, светотеневая обстановка на орбите, «затенения» активных поверхностей СБ подвижными и неподвижными элементами конструкции МКС и ТК, технология преобразования солнечной энергии в электрическую, деградация фотоэлементов СБ в процессе эксплуатации.

На основании математических моделей определения ориентации ТК при различных динамических режимах (как активных, так и пассивных) и технологии преобразования солнечного излучения в электрическую энергию разработана комплексная модель, позволяющая определять энергоприход на СБ ТК на расчетном интервале полета.