СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ФУТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ФУТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2005 г.

В брошюре К.Э. Циолковского «Будущее Земли и человечества» высказана идея создания в Солнечной системе «эфирных колоний», что связывалось с тотальным преобразованием биосферы, атмосферы, гидросферы Земли. С научно-технической точки зрения создание таких колоний уже сейчас вполне осуществимо. Разработан ряд проектов, наиболее известный из них – О’Нейлом. Интересен, однако, и социально-философский контекст проектов человеческого будущего, направленных на освоение Солнечной системы. Он пока прояснен недостаточно.

Во-первых, какова цель преобразований Земли, космоса и человека, намеченных Циолковским? По его словам «вся Вселенная погружена в совершенство, которого мы ожидаем и от Земли». Но о каком совершенстве идет речь, может быть, о могуществе преобразующих космос суперцивилизаций? Но само их существование пока проблематично, хотя и допускается современной наукой. Если же цель – будущее совершенство человечества, обусловленное тем, что после создания эфирных поселений «богатство людей увеличится в миллиарды раз», то хорошо известно, что богатство еще не гарантирует ни совершенства, ни счастья.

Во-вторых, каковы средства достижения этой цели? Они выражены следующими словами: «И Землю, и другие планеты следует привести к порядку, чтобы они не были источником мучения для атомов, живущих в несовершенных существах». Развивая эту идею, Циолковский с большими деталями нарисовал грандиозный план превращения естественной природы в природу искусственную, включая уничтожение человеком «несовершенных» форм жизни (животных и др.) и замены их более совершенными.

Относительно средств преобразования Земли и солнечного пространства, изложенных в проекте Циолковского, хотелось бы заметить следующее:

- Этот проект является экстремальным выражением идеалов и норм техногенного мышления, которое получило большое распространение в XX веке, но привело, наряду с положительными, ко многим отрицательным последствиям.

- Рассматриваемый проект бескомпромиссно антиэкологичен. Циолковский настаивает не только на замене естественной среды обитания человека искусственной средой, но и жестком регулировании остатков естественного. Кажется странным, что проект Циолковского иногда считают предвосхищением современной концепции «устойчивого развития». На самом деле он диаметрально противоположен этой концепции, поскольку предполагает все больший отход от естественного гомеостаза.

В-третьих, как оценить социально-философский результат преобразований, предложенных Циолковским? Непонятно, каким образом замена естественной среды обитания искусственной на Земле и в космосе привела бы к достижению человечеством совершенства и счастья. Ничем не ограничиваемое техногенное давление на биосферу, которая все более превращается в техносферу, как раз и породило глобальные проблемы, поставившие нашу цивилизацию на грань выживания. Биосфера уже сейчас не выдерживает техногенного давления на нее. Но в «Будущем Земли и человечества» предлагается несоизмеримо большее давление на среду человеческого обитания. В искусственном мире будут неизбежно возникать все новые связи, нами не запроектированные. Техносфера может вытеснить биосферу. В связи с этим сейчас происходит глубокий пересмотр принципов, целенаправляющих деятельность человеческой цивилизации.

Высказанные замечания не означают отказа от идеи создания «космических колоний» в Солнечной системе. Необходимо уточнить, однако, социально-философский контекст проекта Циолковского с позиций современного экологического мышления – в рамках концепции, рассматривающей взаимодействие человека и природы как их коэволюции. Отметим, что именно экологические затруднения оказались наиболее неприятными для проекта О’Нейла.