СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПИЛОТОВ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

© Т.А.Крапивницкая, Н.А.Разсолов, А.Г.Быстрова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2005 г.

По данным Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации среди всех медицинских причин негодности к летной работе внутренние болезни составляют от 51 до 58% от всех признанных негодными, психические и нервные болезни – от 12 до 24%. В 2004 г. болезни сердца атеросклеротического характера были выявлены у 23 пилотов (44,2%), артериальная гипертония – у 21 (40,4%). Наблюдался рост артериальной гипертонии по сравнению с 2003 г. (18 человек – 29,5%). Средний возраст лиц, признанных негодными в 2004 г., составил: по нервным и психическим заболеваниям (13,8% пилотов от числа негодных) - 52,5 года; внутренним болезням (30,0% от числа негодных) – 54,4 года, в том числе, по гипертонической болезни (40,4%) – 53,1года, ишемической болезни сердца (44,2%) – 56,7 года, нейроциркуляторной дистонии (2 человека) – 50,0 лет.

Угрозу безопасности полетов представляют острые состояния у лиц летного состава. В 2004 г. такие острые состояния возникли у 8 человек (18,2 % от числа пилотов, признанных негодными по терапевтической патологии). Острый инфаркт миокарда был диагностирован у 2 человек (20%), стенокардия – у 2 (20%), пароксизмальные нарушения ритма – у 4 человек (40%). Острое нарушение мозгового кровообращения возникло у трех пилотов в возрасте 40-54 лет. Летальность лиц летного состава, вызванная болезнями сердечно-сосудистой системы, составляет ежегодно от 0,17 до 0,32 на 1000 человек. Основной причиной летальности в 60-65% являются острые сердечно-сосудистые заболевания (Разсолов Н. А., Соловьева Т. В., 1997). В 2004 г. летальность, обусловленная сердечно-сосудистой патологией (острая коронарная недостаточность, острая сердечно-сосудистая недостаточность, кардиогенный шок), составила 6 случаев (50% от общего числа смертных случаев по заболеваниям).

Несмотря на использование в практике авиационной медицины последних достижений науки в области кардиологии, как снизить частоту этой патологии у пилотов, так и уменьшить летальность летного состава от заболеваний сердечно-сосудистой системы пока не удается. В этой связи необходим поиск дополнительных методов обследования пилотов. Одним из таких перспективных методов является клинико-психологическое обследование.