СУПЕРГРАМОТНОСТЬ - ОСНОВА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СУПЕРГРАМОТНОСТЬ - ОСНОВА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© А.А.Пережогин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Гуманистические идеи К.Э. Циолковского, нашедшие реальное отражение в его педагогической деятельности, как известно, заключались в признании беспредельных возможностей человеческой природы, ее способности к созиданию. Циолковский мечтал о создании сферы разума в его наиболее зрелой форме, которая была бы способна в будущем осуществлять грандиозную преобразовательскую деятельность в космосе в масштабе всей цивилизации.

Очевидно, реализация этих прогрессивных воззрений требует от студента не просто грамотности – умения читать и писать, но и способности без какого-либо напряжения смотреть на страницу и усваивать то, о чем там говорится, и затем с легкостью применять усвоенное. Любой, кто мог бы делать это, был бы суперграмотным (речь не идет о технике быстрого чтения, которая не облегчает чтение и не повышает способность усвоения прочитанного).

Обычный грамотный человек способен читать слова и записывать их в уме. Суперграмотный человек использует концепты (идеи или понимания). Он думает концептами, к которым может легко подбирать слова, и потому он может ясно излагать свои мысли на бумаге. Когда человек суперграмотен, он читает не слова, а понимания.

Идея концептуального понимания слова отражена в толковых словарях, где в основном слова имеют несколько значений. Дефиниции, таким образом, это отражение основной идеи слова в преломлении к области применения этой идеи. И здесь мы приходим к необходимости в процессе обучения постоянного и правильного прояснения не только специальных терминов, но и «обычных» слов, которые могут использоваться в реже используемых значениях.

Это также полностью соответствует построению любой учебной дисциплины, в которой основные идеи представлены в различных формах в зависимости от области применения. И здесь мы приходим к необходимости подачи предмета на концептуальном уровне, обучению студентов свертке разнообразных данных, которые он получает в учебном процессе. Сюда входит выработка умений справляться с препятствиями в обучении, выделять ключевую информацию, отсеивать ложные данные, выносить правильные суждения.