ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© С.В.Алтунин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2005 г.

В настоящее время беспилотные летательные аппараты (БПЛА) нашли широкое применение. БПЛА одно- и многоразового использования воздушного, аэрокосмического и космического базирования могут быть многофункциональными:

- для разведки и передачи оперативной информации о противнике;

- для наведения и корректировки стрельбы артиллерии;

- для доставки и десантирования различных грузов в труднодоступные места;

- для контроля за противопожарным состоянием нефтегазопроводов, лесных массивов;

- для поиска людей, терпящих бедствие (на море, в горах) и т. д.

Все существующие отечественные и зарубежные БПЛА классифицированы на крупногабаритные, среднегабаритные, малогабаритные и микрогабаритные. Из анализа литературы следует, что основная часть БПЛА снабжена различными воздушно-реактивными двигателями (ВРД), включая пульсирующие (ПуВРД). Эти энергетические установки многоразового использования (ЭУМИ) в качестве горючих и охладителей используют жидкие углеводороды (например, керосин ТС-1). Экспериментально установлено, что такие ЭУМИ имеют ограниченные время и циклы работы из-за негативных процессов.

В докладе рассмотрены возможные пути повышения эффективности, надежности, скрытности, неуязвимости, а также экономичности перспективных БПЛА, в том числе аэрокосмического и космического базирования. Проведена оценка экономической эффективности существующих БПЛА с ВРД и ПуВРД. Разработана методика расчета технико-экономических показателей перспективных БПЛА (с ЖРД, с гибридными ЭУМИ, с двигателями детонационного горения и др.) при условии внедрения новых решений и запатентованных конструктивных схем.

Доклад сопровождается конкретными технико-экономическими расчетами надежности, долговечности, обобщенного показателя технического уровня новой техники, дифференциальных и комплексных оценок качества нового изделия. Например, продолжительность работы перспективного ЭУМИ БПЛА до первого капитального ремонта возможно увеличить до 10 раз. Итоговые экономические расчеты экспертным методом показывают, что себестоимость создания и эксплуатации нового образца БПЛА в несколько раз ниже, чем себестоимость существующего.

Применение данной работы позволит значительно повысить эффективность, надежность, экологичность, а, главное, экономичность различных отечественных БПЛА, что очень важно в период государственного реформирования и технического обновления авиационно-космического парка России.

 
 

Ссылки партнёров