ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Ю.А.Власов, И.В.Давыдова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

Городской Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Созвездие» – многопрофильное учреждение дополнительного образования г. Калуги. В образовательную структуру Центра входят художественный отдел, отделы спортивно-технического и декоративно-прикладного творчества, Центр творческого развития дошкольников «Теремок», Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи. В 2002 г. начал работу еще один филиал ЦРТДиЮ – Центр космического образования, который призван реализовывать широкий спектр дополнительных образовательных услуг, развивающих мотивацию личности к творчеству и способствующих профессиональному самоопределению. Образовательная концепция Центра основывается на принципах гуманистической педагогики сотворчества, направленной на стимулирование творческой активности ребенка, создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям.

В организации творческой деятельности Центра нашли отражение педагогические идеи великого ученого, педагога К.Э. Циолковского. Согласно Циолковскому, все способности человека в зачаточном состоянии прирожденны и у разных людей при одинаковых внешних условиях имеют самую разнообразную величину. Подчеркивая роль и силу воспитания, ученый указывал, что те же свойства имеют склонность развиваться путем воспитания и воздействия внешних впечатлений и действий до весьма значительной степени.

В Центре космического образования имеются особые возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Так, творческая деятельность Центра построена с учетом принципа добровольности и свободы выбора ребенком вида учебной деятельности, что способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и позитивного отношения к выбранной им деятельности. Необходимость освоения ребенком новых знаний и умений возникает в ходе выполнения конкретной творческой деятельности, и практический характер обучения позволяет своевременно выявить способности ребенка, создать условия, помогающие развитию позитивного отношения к действительности и к самому себе. В ходе образовательного процесса Центра реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества. Педагогический процесс протекает в форме совместного поиска педагогом и ребенком решения посильных творческих проблем, причем педагог выступает в роли консультанта ребенка как субъекта его собственной деятельности. Результатом такого образовательного процесса оказывается творческая личность, способная к саморазвитию. Активно используется обучение на практике. Эта форма образования позволяет детям проявлять активность в выбранных сферах деятельности и обучаться по индивидуальным программам. В Центре есть мастера технического дела, которые конструируют вместе с детьми модели ракет и самолетов, учат их разбираться в технике, теле-, радиоаппаратуре. Полученные знания и умения помогают ребятам побеждать на соревнованиях по авиамодельному и ракетомодельному видам спорта, занимать призовые места на технических выставках. Старшеклассники в Центре учатся писать исследовательские проекты по различным видам деятельности – технике, космонавтике, астрономии, космической медицине и биологии, экологии и т. д. Участие в конкурсах («Космос»), концертах, на выставках дает возможность каждому ребенку реализовать себя в творчестве.

Таким образом, Центр космического образования обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации и творческого развития личности.