ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИСПЫТАНИЯ МОДЕЛЕЙ БОРТОВЫХ СИСТЕМ

© В.Н.Ларин, Е.В.Полунина, В.Н.Саев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2005 г.

С точки зрения испытаний моделей бортовых систем (БС) в составе тренажера наличие ботовой вычислительной системы (БВС) на МКС и автоматизированных режимов управления БС приводит к тому, что испытания не являются заключительным этапом создания тренажера, как это было при разработке тренажеров предыдущих орбитальных станций, а проводятся регулярно в процессе эксплуатации тренажера.

Существенно возросли объем и затраты на испытания вследствие увеличения объема и сложности структуры комплекса моделей БС, вызванных следующими факторами: высокой степенью межмодульной интеграции БС, расширением функций экипажа по управлению системами и режимами станции, увеличением объема информации, доступной экипажу для контроля функционирования БС российского сегмента (РС), высокими диагностическими возможностями БВС. Каждый раз при смене версии модели БВС на тренажере, связанной с выводом на орбиту новых модулей РС, вместе с увеличением числа моделей БС РС, объема интерфейсов экипажа и инструктора увеличивается объем испытаний и затраты на их проведение.

Анализ возможных путей сокращения затрат на испытания (сокращение числа характеристик, подлежащих проверке; автоматизация процесса испытаний; ускорение длительных процессов; совмещение тестов; использование рациональной стратегии проведения испытаний) показал, что только два из перечисленных (сокращение числа характеристик, подлежащих проверке, и применение рациональной стратегии испытаний) могут быть использованы в полной мере при проведении испытаний моделей БС в составе тренажера. Поэтому основное внимание должно быть уделено этапу подготовки к испытаниям, составлению рационального плана испытаний, определяющего виды проверок, состав тестов для каждого вида проверок и последовательность их проведения.

Методология планирования испытаний сложных систем предполагает: разбиение процесса испытания на этапы; постепенное наращивание средств от менее сложного этапа к более сложному; переход от автономных испытаний элементов структуры к испытаниям в составе подструктуры; сокращение однородных тестов на различных этапах; снижение числа тестов на заключительном, дорогостоящем этапе. Но при этом в ней не учитывается специфика структуры испытываемых комплексов и ее влияния на временные и стоимостные характеристики испытаний. Перспективным с этой точки зрения представляется сценарный подход, применяемый при планировании комплексной отладки штатного программного обеспечения БВС, в рамках которого формализована постановка задачи выбора оптимальной стратегии с учетом специфики структуры испытываемых комплексов программ и ее влияния на временные и стоимостные характеристики процесса отладки.

Отличия двух задач выбора оптимальных стратегий комплексной отладки и процесса испытаний моделей БС в составе тренажера незначительны и состоят в способах определения их временных и стоимостных характеристик. При комплексной отладке основное время затрачивается на написание программ («заглушки», «драйверы», программы генерации тестов и регистрации результатов тестирования) и анализ результатов тестирования. Время, затрачиваемое собственно на тестирование по сравнению с перечисленными затратами мало. При испытаниях же моделей основное время затрачивается на проведение тестов – установку исходного состояния моделей, задания управляющих воздействий, отработку теста, регистрацию результатов. Поэтому сценарный подход с учетом указанных отличий может быть применен для нахождения оптимальной стратегии проведения испытаний моделей БС в составе тренажера.