ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС БЛАГОМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС БЛАГОМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

© М.Н.Миронова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2005 г.

К. Э. Циолковский посвятил свою жизнь науке и техническому прогрессу, который должен сделать человечество счастливым. Технику он рассматривал как абсолютное добро, как инструмент для освобождения человечества от насилия, тяжести, «чтобы не было нигде никаких страданий». Для него не стоял вопрос: всегда ли технический прогресс ведет к прогрессу человечества? Ученый стоял у истоков многих технических изобретений, в науке он был оптимистом, человеком благой воли. Он не желал думать о том, что технические изобретения могут быть использованы в качестве разрушительной силы. Но ΧΧ в., породивший ядерное оружие и другие мощные технические изобретения разрушающей силы, давал повод для иного ответа на поставленный вопрос: технический прогресс сам по себе не является абсолютным благом, он благ только постольку, поскольку блага воля людей, его созидающих.

С приходом ΧΧІ в. пришли новые поводы для раздумий на эту тему, но уже в связи с другими техническими изобретениями, в частности, в связи с развитием компьютерных технологий. Никто не будет отрицать, что они дают огромные преимущества производству, бизнесу, науке, образованию, а значит – и человечеству. Но являются ли они абсолютным благом?

В настоящее время педагогов и психологов все больше беспокоит один из аспектов компьютерных технологий – компьютерные игры. По результатам анкетного опроса, практически все учащиеся 5-х – 6-х классов г. Калуги играют в эти игры, а около 52 % злоупотребляют игрой, так как время их ежедневного пребывания за экраном компьютера составляет 2 часа и более. Если учесть, что число часов ежедневной работы с компьютером превышает рекомендованную норму, что содержание игр почти всегда связано с агрессией, что техническое совершенство их позволяет в высокой степени идентифицировать себя с героями, которые очень часто являются негативными, что в основу сюжета часто положены так называемые архетипы «смерти» или «чудовища», то вряд ли можно говорить о позитивном значении игр для развития детей. Среди специалистов в настоящее время нет единого мнения на эту тему, так как нет еще серьезных исследований. Но многие из них говорят о кибераддикции, которая подобна зависимости от наркотиков или алкоголя. И есть обращения родителей к педагогам и психологам. Так, в Обнинске каждое второе обращение с ребенком в психологический центр связано с зависимостью от компьютерных игр. А исследование, проводимое нами, показало, что есть дети, которые рисуют компьютер тогда, когда им предлагается нарисовать «весь мир».

Вероятно, компьютерная игра, будучи продуктом технического прогресса, сама по себе невредна. Вредной ее делает воля человека, начинившего игры злым содержанием, с «адом» и «агрессивными лабиринтами», и безответственность взрослого, оставляющего ребенка один на один с экраном. Очевидно, здесь мы сталкиваемся с куда более скрытыми и отсроченными во времени последствиями, чем последствия действия атомной бомбы. Даже обладая определенной фантазией, мы не можем пока предугадать, во что выльются эти последствия, но уже можно полагать, что они будут также разрушительными. Только разрушаться будет внутренний мир человека. И сейчас, как никогда, необходима благая воля многих людей планеты и, прежде всего, – учителей, чтобы технический прогресс не стал абсолютным злом.