ЭФФЕКТ УСИЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЧНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ЭФФЕКТ УСИЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЧНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© М.Н.Миронова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Нам многое известно о К. Э. Циолковском-учителе: прогрессивные воззрения, педагогические методы и принципы, высокие нравственные качества, гуманное отношение к ученикам. Также мы знаем о К. Э. Циолковском-родителе: любовь, строгость по отношению к собственным детям. В обоих случаях мы имеем дело с одним человеком, но сферы деятельности этого человека в данном случае различны: профессиональная и внутри семьи. Попытаемся их проанализировать.

В качестве основания для анализа личности Циолковского-учителя и Циолковского-отца может выступить типология базовых педагогических позиций В. И. Слободчикова и Г. А. Цукерман. Она удобна тем, что здесь выделены базовые позиции взрослого, поддерживающего развитие ребенка в событийной общности. Указанные здесь позиции можно применять как к родственному по крови взрослому, так и к педагогу-профессионалу. Позиций четыре: «Умелец», «Учитель», «Родитель», «Мудрец». Каждой педагогической позиции соответствует свой развивающий процесс: «Родитель» – выращивание жизнеспособного человека, забота, чуткость и отзывчивость по отношению к детским нуждам и переживаниям, воодушевление любовью и волей к жизни; «Умелец» – формирование специальных способностей, введение в культурно-деятельностные сферы с целью их освоения; «Учитель» – обучение всеобщим способам мышления и деятельности, культивирование самостоятельности и продуктивности мышления и деятельности; «Мудрец» – воспитание всечеловеческого в человеке, духовное наставничество, поддержка в сущностном познании, определении жизненного замысла, выстраивании личностной позиции. Дефицитарность каждой из позиций связана с определенными антропогениями ребенка.

Опираясь на известные материалы о Циолковском-учителе, можно сделать вывод о том, что он в полной мере обладал тремя последними из перечисленных позиций. Если говорить о Циолковском-отце, то можно предполагать, что именно позиция «Родитель» была для него до определенной степени дефицитарной: мы знаем, что на внимание к собственным детям не хватало сил, их детская жизнь была подчинена трудовому распорядку отца. Дефицитарность позиции «Родитель» обычно проявляется в сниженной способности противостоять жизненным трудностям, что действительно имело место у большинства детей Циолковского. Но, вместе с тем, здесь отнюдь не тот случай, когда ущемлялись базовые потребности детей – в пище, сне, безопасности. Речь шла лишь о том, чтобы вести себя тихо во время научных занятий отца, нарушение тишины вызывало его гнев. В связи с этим можно констатировать «нарушение» детерминации: мы можем говорить лишь о некоторой дефицитарности позиции «Родитель», но эффект, антропогения ребенка максимально выражен.

Вероятно, мы имеем дело с феноменом, который условно можно назвать эффектом усиления. Гений обладает огромной субъектной активностью во всех сферах своей жизни, поэтому нормальная выраженность или дефицитарность одной из педагогических позиций гиганта-взрослого, поддерживающего развитие ребенка, дает усиление результата как в ту, так и в другую стороны.