ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ МНОГОРАЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

© А.А.Токарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2006 г.

В настоящее время наблюдается некоторый спад интереса к созданию транспортных космических систем (ТКС). Это связано как с общим спадом в области рынка космических пусков, не имеющего, по прогнозам, больших перспектив по расширению, так и с переносом инвестиций в область разработки новых полезных нагрузок, позволяющих выводить более эффективные космические аппараты (КА) с помощью старых средств выведения.

Тем не менее, разработка многоразовых транспортных космических систем (МТКС) продолжается. К основным их преимуществам можно отнести:

- снижение затрат на производство носителей; один и тот же носитель используется многократно, в зависимости от параметров МТКС – от единиц до сотен полетов;

- снижение экологических ограничений на расположение космодрома; если схема МТКС предусматривает возвращение спасаемых блоков в точку старта, это позволит отказаться от организации зон отчуждения, отводящихся под области падения отработавших ступеней одноразовой ракеты-носителя, что особенно актуально для вновь создающихся космодромов;

- при использовании схем с самолетным стартом носителя возможно использование обычных аэродромов в качестве стартовых комплексов, что обеспечит снижение затрат на инфраструктуру космодрома;

- дополнительные технические возможности такой системы – снятие полезной нагрузки с орбиты, маневр в атмосфере, возможность выполнения суборбитальных транспортных операций, и т. д.

При этом МТКС обладает также рядом недостатков, по сравнению с одноразовыми, это в первую очередь:

- большие сроки и затраты на создание и отработку более сложного носителя;

- необходимость регламентно-восстановительных работ и дополнительных испытаний между пусками;

- существенно больший экономический и технический риск при реализации проекта.

Рассмотрены основные направления разработок МТКС в настоящее время как частично многоразовые («Урал», «Баргузин», «Кистлер»), так и полностью многоразовые. Рассмотрен вариант частично многоразовой ранспортной космической системы с парашютным спасением ракетных блоков 1-ой ступени.