ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ С УЧЕТОМ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ С УЧЕТОМ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

© К.С.Воробьев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2006 г.

Как показывает практика, успешность выполнения намеченных программ космических полетов зависит не только от надежности техники, но во многом и от профессиональной надежности экипажей пилотируемых космических аппаратов (ПКА), которая определяется их своевременными и умелыми действиями не только в штатных, но и в нештатных ситуациях.

Недостаточная профессиональная подготовленность космонавтов чаще всего может проявляться в критической обстановке: в условиях наличия на борту ПКА серьезных отказов бортовой аппаратуры, при возникновении нарушений разной степени аварийности.

Проблема подготовки космонавта к деятельности в нештатных ситуациях полета требует системного подхода в выборе направлений ее решения. Это должно быть достигнуто путем осуществления единства и взаимосвязи формирования профессиональных знаний, навыков, умений и развития профессионально значимых психофизиологических качеств (ПЗК), обеспечивающих повышение способностей и функциональных возможностей космонавта в полете. При этом решаются следующие задачи: формирование «образа» полета и деятельности экипажа ПКА; формирование и развитие необходимого уровня знаний, навыков, умений по действиям в нештатных ситуациях полета; развитие профессионального интеллекта и психофизиологических качеств, необходимых для деятельности в экстремальных условиях космического полета и в случае возникновения на борту ПКА нештатных ситуаций.

С учетом организационно-методических положений нужно выделить следующие три вида подготовки космонавтов: теоретическая подготовка; тренажерная подготовка; специальная подготовка на средствах, моделирующих факторы космического полета.

Теоретическая подготовка является базой, на которой в процессе профессионального обучения космонавт формируется как специалист. С усвоения знаний начинается процесс овладения деятельностью. Знания выступают ведущим элементом процесса обучения. От качества требуемых знаний зависит последующая практическая деятельность человека.

В процессе подготовки на тренажерах необходимо развивать интеллектуальные функции опознания ситуации и принятия решения, формировать специальные умения оперативного мышления и предвосхищения.

Задачей тренировки космонавтов является формирование не только двигательных операций, но, прежде всего, тех психофизиологических механизмов, которые способствуют адаптации человека к любой неожиданности. Для выработки умения и соответствующих умственных навыков подготовка на специализированных и комплексных тренажерах предполагает использование методов проблемного обучения.

Проблемное обучение направлено на активизацию познавательной деятельности обучаемых, всестороннее развитие творческих способностей и практических навыков использования технических и специальных знаний в профессиональной деятельности.

В организации тренировки наиболее ценными условиями, обеспечивающими формирование необходимых качеств космонавта, являются автономность (самостоятельность) действий обучаемого, требования повышенной ответственности за свои действия, особенно в условиях риска, неопределенности информации и дефицита времени.