ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ СРЕДНЕЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ ТИПА МИ-8-17

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ СРЕДНЕЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ ТИПА МИ-8-17

© В.И.Маврицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2006 г.

В настоящее время отечественное вертолетостроение представляет собой одну из немногих отраслей авиационной промышленности, где удается сохранять конкурентоспособность российских вертолетов на внутреннем и внешнем рынках. Самым массовым является вертолет средней весовой категории Ми-8/17, общий выпуск которого составил более 11000 машин, несколько тысяч из которых поставлено и продолжает поставляться на экспорт. Однако со времени начала серийного производства этого вертолета прошло около 40 лет, и по некоторым показателям он перестает соответствовать современному уровню.

Поэтому чрезвычайно актуальной является задача по исследованию возможности его модернизации на основе анализа ряда новых технических решений, полученных в последнее время.

К их числу относятся:

 внедрение новых компоновок лопастей несущего и рулевого винтов на основе вертолетных профилей ЦАГИ 4/5 поколений и бокового наклона рулевого винта;

 форсирование ГТД ТВЗ-117 (версия ВК-2500) и использование многофункциональной вспомогательной силовой установки (МВСУ);

 модернизация корпуса вертолета с увеличением объемов грузовой кабины, заменой внешних топливных баков встроенными под силовой пол, улучшением аэродинамики за счет частичной уборки шасси и др.

В связи с этим в работе исследован широкий круг проблем аэродинамики, динамики полета, прочности, безопасности полетов при отказах двигателей и при аварийных посадках (включая новые требования АП-29 по защите людей и топливных баков при столкновениях с жесткой поверхностью), снижению вибраций (что весьма актуально для пассажирских вариантов).

Выполнен синтез ряда альтернативных вариантов модернизированных вертолетов, спрогнозированы их основные технико-экономические характеристики.

Показано, что наиболее эффективный вариант модернизации обеспечит увеличение максимальной нагрузки с 4 т до 5,7 т (на 43 %), максимальной крейсерской скорости с 240 км/ч до 290 км/ч (на 21 %), максимальной дальности без дополнительных топливных баков с 630 км до 1180 км (на 87 %). Транспортный потенциал вертолета при перевозке грузов возрастет в 2,1-2,5 раза, а при перевозке людей – в 2,8-3,5 раза при существенном повышении уровня комфорта. Такой вертолет будет вне конкуренции на внутреннем и высоко конкурентоспособным на внешних рынках, где ему будут противостоять новейшие западные разработки (Сикорский S-92, Еврокоптер Суперпума/Kyгap и NH-90, Агуста/Вестланд ЕН-101).

Показана также возможность дальнейшего существенного повышения летно-технических характеристик и безопасности при отказах ГТД при внедрении многофункциональной силовой установки на базе перспективного малоразмерного ГТД ВК-800 (аналог – МВСУ РУ19А-300 на самолетах Ан-24 и Ан-26).

Выполненный прогноз возможного объема спроса на вертолет Ми-17М по одному из сегментов потенциального рынка (ГА РФ) показал, что в период 2010-2020 гг. для ГА РФ потребуется 350-1000 таких вертолетов (в зависимости от темпов роста экономики страны).