КОСМОС И НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА

КОСМОС И НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА

© А.А.Пережогин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

Исследователи Б. Н. Кантемиров и В. И. Флоров отмечают два препятствия на пути освоения космоса: социальные отношения и глобальная экология. Может ли в решении этих проблем помочь поэзия?

В известной речи «О назначении поэта» А. А. Блок сказал, что человек «называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт». «Что такое гармония? – задает он вопрос и отвечает на него. – Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. …космос – устроенная гармония, культура». Возникает вопрос, что это за мировые силы, согласие которых устанавливает гармонию?

Можно убедиться, что в жизни существует восемь динамик (стремлений, стимулов, импульсов). Динамики – это стремление индивидуума к существованию в качестве самого себя (1-я), в качестве члена семьи (2-я), членов каких-либо групп (3-я), в качестве человечества (4-я), как часть всего живого (5-я), как часть физической Вселенной (6-я), стремление к существованию в качестве духовных существ (7-я) и в качестве бесконечности (8-я). Таким образом, по мнению вышеупомянутых исследователей, развитию космонавтики мешает, прежде всего, состояние 3-й, 4-й, 5-й, 6-й динамик. Очевидно, все восемь динамик связаны между собой, и прогресс или увядание какой-либо из них, соответственно, сказывается на остальных – их отношения должны быть гармоничны. Одна из задач, возложенных на поэта, по мнению Блока, – вносить гармонию во внешний мир.

Гуманистические идеи К.Э. Циолковского, как известно, заключались в признании беспредельных возможностей человеческой природы, её способности к созиданию (1-я и 7-я динамики). Если говорить о 7-й динамике, то она начинает по-настоящему работать в случае действительного самоопределения человека, то есть, когда он практически обретает индивидуальность, осознает себя тем, кем он является: человеком творческим - духовным существом. Поэт Е. А. Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал её как обладающую «лица необщим выраженьем». По мнению лауреата Нобелевской премии поэта И. А. Бродского, «в приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования…»; искусство «вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность»; «пишущий стихотворение пишет его, прежде всего, потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения». Человек самоопределившийся (с развитой духовной составляющей), очевидно, поступает более ответственно, а значит, создаёт меньше проблем по остальным динамикам. Это решает актуальную задачу, поставленную Кантемировым на предыдущих Научных Чтениях памяти К.Э. Циолковского, по формированию положительно-ориентированной личности.

Н. В. Гоголь считал, что цель эволюции состоит в том, чтобы каждый стал поэтом. Бродский пояснил: «Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература – и, в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, – представляют собой, грубо говоря, нашу видовую цель». Поэт в широком смысле слова это мастер своего дела: он творит в конкретной области деятельности вдохновенно, его произведения гармоничны, эстетичны и направлены на благо людей. Все, кто знаком с трудами Циолковского, согласятся, что он не только учёный, философ, педагог, но также и поэт.