ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

© Н.В.Башкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

В философии русского космизма XIX-XX вв. (К. Э. Циолковский, Е. И. и Н. К. Рерихи и др.) искания первых причин и конечных целей, между которыми разворачивается история человечества, получают принципиально новое – космическое – осмысление. Каждая, даже малая эволюция связана с великой космической эволюцией. Положение о беспредельности эволюции мироздания и человека приобретает базовый, методологический статус, поскольку применяется при решении онтологических, антропологических и т. д. вопросов. Космическое понимание бытия подразумевает его многомерность и неразрывное единство духа и материи как тонкого (разреженного) и плотного (кристаллизованного) состояния единой субстанции (бессмертных атомов-духов Циолковского и психической энергии Рерихов). Одним из важнейших атрибутов начальной субстанции является элементарная психическая чувствительность (Циолковский), сознание (Рерихи). Пантеистическая установка космистов приводит к выводу: все сущее проникнуто сознательным жизненным импульсом. Лишая же сущее этого импульса, человек, по мнению космистов, уничтожает саму основу существования. Подобные концепции неизбежно содержат в себе имманентный телеологизм. Через преодоление плотных форм материи и процесс их совершенствования Причина Космоса (Циолковский) и Дух (Рерихи) устремляют бытие к новым измерениям: от необходимости к свободе, от инерции к активности, от потенциального сознания к разуму и далее – сверхсознанию, от состояния дифференциации и максимальной плотности материальных форм к синтезу, к утончению и повышению их организованности и т. п. Итак, все сущее имеет смысл.

Исходя из идеи многомерности космической жизни, смысложизненная проблематика в философиях Циолковского и Рерихов имеет многоуровневое решение. Можно выделить триединство смыслов: космического, планетарного и личного. Существование Вселенной в беспредельности имеет целью раскрытие всего ее имманентного потенциала, обогащение и утончение ее жизни в многообразном веере путей эволюции. Отметим, что космос как единый живой организм стремится наращивать силу одухотворенного Разума (сверхсознания). Е. И. Рерих утверждала: «Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озаренный светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом». Применяя принцип беспредельности эволюции форм жизни, философы закономерно разрабатывают концепцию ноокосмической иерархии, вступить в которую призвано человечество. Итак, космическое предназначение человека (как и любого разумного существа) философы обозначают как создателя и сотворца жизни Вселенной.

Планетарный (общечеловеческий) аспект проблемы смысла жизни, по мысли космистов, связан с общекосмическим движением к утончению (разуплотнению) материальной структуры. Для человечества этот процесс связан с зарождением и развитием его нравственного разума, изживанием под его влиянием своей животной природы, с одухотворением и общей гармонизацией всех способностей человеческой сущности. В перспективе человеческая мысль способна изменить саму форму своего существования, открыв путь к сферам иных измерений бытия.

Космисты рассматривают человечество как высшую развивающуюся структуру самой планеты Земля. Благодаря коллективному человечеству, Земля эволюционирует: через преобразование в человечестве земной материи, земных и космических энергий она становится центром излучения совершенно новой для нее, более высокой, утонченной ментальной энергии и потому способна вступить в новые взаимодействия с небесными телами. Высвечивается назначение человечества как объединителя миров – как в физическом пространстве, так и в сферах иных измерений.

Личный аспект проблемы смысла жизни человека раскрывается космистами как беспредельное познание и совершенствование своей природы. Циолковского и Рерихов объединяет и позитивное отношение к смерти. Несмотря на то, что физическое тело смертно, в сознании (разуме) человека заложена возможность его бессмертного существования. По сути, единственной собственностью человека, а значит, и главной его заботой в жизни, должно быть развитие и расширение сознания (не достижение богатства, славы, карьеры и т. п.)

Поиски смысла жизни предполагают в философии Рерихов и Циолковского установление общения человека с высшими мирами. Явление ноокосмической иерархии содержит в себе синтез трех аспектов смысла жизни человека. Эта иерархия выражает веления космического бытия и олицетворяет его высшие, духовные измерения; направляет эволюцию планеты и человечества; в личном аспекте выступает идеалом, прообразом духовых достижений человека.

 
 

Ссылки партнёров