ПРОГРАММЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ КОСМОНАВТИКИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ПРОГРАММЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ КОСМОНАВТИКИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

© Н.А.Зыков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

Вопросы жизнеобеспечения космонавтов, особенно в период длительных космических полетов, разрабатывались К. Э. Циолковским во многих работах: «Свободное пространство», «На Луне», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», «Вне Земли», «Альбом космических путешествий» и др. Сохранились и многочисленные устные высказывания гениального ученого в записях его современников. Проводились им и эксперименты с животными и насекомыми на прототипе современной центрифуги. В работе «Цели звездоплавания» Циолковский отмечал, что человечество, распространившееся по «небесной сфере» и застроившее ее жилищами и другими сооружениями, уже не будет беспомощным.

Следует отметить, что Константин Эдуардович придавал большое значение космическим оранжереям. Продолжая дело Циолковского, современный российский ученый Л. Н. Мельников разработал модели земной действительности, программы виртуальной реальности и «виртуальные окна», уделив внимание также традиционным средствам организации досуга космонавтов – просмотру кинофильмов и прослушиванию аудиозаписей с Земли в качестве фактора их психологического комфорта. Длительные космические путешествия при отсутствии психологического комфорта немыслимы.

Начиная с конца 1960-х годов, в период роста и бурного расцвета отечественной космонавтики, им были изобретены и разработаны конкретные программы (схемы суток и времен года), алгоритмы построения интерьера, конструкции (релаксатор, цветомузыкальные устройства), некоторые из которых нашли применение и стали известны как «комнаты психологической разгрузки».

Бурное развитие компьютерной техники, систем искусственного интеллекта дали возможность применить сегодня многие из этих технологий. Например, цвето- и светомузыкальные программы уже входят как приложения во многие операционные системы персональных компьютеров (как «Пи-си», так и «Макинтошей»). Бурными темпами развивается мобильная телефония, мобильный Интернет и новые средства массовой информации, в том числе авторские Интернет-сайты, «блоги» (индивидуальные иллюстрированные Интернет-газеты и газеты Интернет-сообществ по интересам «Коммьюнити-блоги»), Интернет-радио и Интернет-телевидение («и-Подкастинг») в России и за рубежом.

Разработанный Мельниковым проект «робота-интерьера», оперативно и интерактивно (то есть с обратной связью) реагирующего на состояние космонавта, есть по сути дела первая система искусственного интеллекта в космонавтике. Системы слабого искусственного интеллекта (то есть, частичного моделирования сознания человека) помогают сегодня транспортникам, врачам и даже политикам. А вот программ искусственного интеллекта для космонавтики медико-физиологического и психологического плана, за исключением описанной, практически нет.

В свете разработки космического корабля нового поколения «Клипер» и применения модернизированной системы «Буран-Энергия» для реального создания посредством последней баз на Луне и Марсе следует уделить особое внимание развитию программ виртуальной реальности в интересах обеспечения психологического комфорта и повышения работоспособности космонавтов в ходе длительных космических перелетов, а также для применения непосредственно на лунной и марсианской базах. Этот фактор позволит развиваться отечественной космонавтике с опережением, что может и должно подстегнуть научно-технический прогресс России, развитие систем виртуальной реальности и искусственного интеллекта.