РУССКИЙ КОСМИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

РУССКИЙ КОСМИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

Как соотносится русский космизм с императивами современного менталитета? Мы полагаем, что учение русского космизма вписывается в парадигму активного отношения человека к природе, характерную для современного менталитета. Он вносит оптимистический идеал в противовес тем программам, которыми нас «обогащают» СМИ. Крайний рационализм русского космизма возник под влиянием западнического рационализма, который стал популярным в России, начиная с эпохи Просвещения, и определяет сегодня миропонимание человека. Отсюда апелляция к человеческому разуму. Представители русского космизма полагают, что разум человеческий всесилен. Поэтому человек своим разумом способен перестроить все законы бытия, то есть, совершить онтологический переворот. Учение русского космизма соответствует секулярности современной эпохи, когда все религиозное (и мистическое) обращается в нерелигиозное и натуралистическое. Происходит элиминирование трансцендентного. Представления русского космизма ориентированы не на трансцендентное, а на имманентное (Н. Бердяев). Подлинный мистицизм – соприкосновение с «мирами иными» – заменен натуралистическим представлением о мире, которое является и общим видением современного менталитета.

Ориентация космизма на науку отражает стремление общественного сознания к научному обоснованию всех культурных и духовных феноменов. В русле этой ментальной потребности оказываются идеи русского космизма об «обожении» человека, который рассматривается космизмом, прежде всего, с точки зрения его телесности. Спасения можно достигнуть через науку – такова современная мировоззренческая установка. Отсюда экспериментаторство с человеком. Евгенические идеи К. Циолковского (выращивание гениев), Н. Федорова и др. синхронны представлениям общественного менталитета.

Утопизм русского космизма выражен в идеях построения новой природы (совершенная Вселенная по Циолковскому) и нового человека. Такими же идеями пропитан европейский менталитет, начиная с идеального государства Платона. Своей важнейшей миссией русский космизм считает внедрение своего идеала спасения человечества, который столь же недостижим, как и другие утопические конструкции.

Итак, за всеми характерными чертами русского космизма отчетливо вырисовывается его основополагающая установка – натурализм в подходе к миру и человеку. Эта же установка пронизывает современное общественное сознание, когда социальное, культурное, духовное и даже религиозное понимается через действие естественных законов. Очевидно, что в русле этих центральных мировоззренческих представлений эпохи формировалось и учение русского космизма, которое является, таким образом, «законным детищем» современного менталитета.