СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОСМОНАВТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Б.Н.Кантемиров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

Для анализа той роли, которую играет космонавтика в современном обществе, необходимо, прежде всего, определиться с содержанием понятия «космонавтика». Исследованием дефиниции этого понятия занимался ряд авторов, однако, общепринятого определения пока так и не выработано. Будем исходить из того, что для современного исторического периода «космонавтику» можно определить как широкомасштабную, многоаспектную деятельность по исследованию, освоению и использованию космического пространства при помощи ракетно-космической техники. При этом «космонавтика» есть категория историческая, т.е. содержание её в различные исторические периоды может меняться.

Ключевыми словами в этом определении являются слова «деятельность» и «техника». Рассмотрим эти понятия более подробно. Понятие «деятельность» отражает специфическую форму отношения к окружающему миру, работу по его освоению и целесообразному изменению. Всякая деятельность включает в себя такие основные признаки, как отношение «субъект-объект», цель, средство, процесс и результат.

В качестве субъекта космической деятельности (КД) на протяжении веков был человек, индивид. В последние десятилетия им, то есть субъектом, сначала стал коллектив, затем – государство. В будущем, вероятно, им станет все человечество. В качестве объекта КД, на который направлена активность субъекта, прежде всего, стало околоземное космическое пространство, затем планеты Солнечной системы и околосолнечное пространство. Целевая деятельная инициатива исходит от субъекта и определяется историческим периодом и социально-политической обстановкой в стране и мире. Что касается «средства» КД, то им является «техника». Ракетно-космическая техника (РКТ) является основой КД, благодаря технике и при помощи ее, мы смогли выйти в космическое пространство, преодолеть земное тяготение. Поэтому анализ роли космонавтики, космической деятельности начнем с анализа влияния РКТ, выявления ее роли в жизни общества.

В целом, РКТ является достаточно сложным функционально-структурным образованием, относящимся к классу сложных технических систем (СТС). Рассматривая РКТ в целом как систему и используя методологию системного исследования, необходимо встроить ее в надсистему, какой является техносфера, а затем рассмотреть подсистемы РКТ, выявляя при этом роль и влияние на общество любого структурного уровня РКТ. Наряду с социумом и биосферой техносфера является единым образованием, состоящим из самостоятельных СТС, таких как транспорт, энергетические системы, вооружение, телекоммуникационные системы, системы радио- и телевещания, космическая техника и др. Космонавтика, точнее ее техническая часть, входит подсистемой в техносферу, функционально связываясь с другими ее подсистемами и в значительной степени информационно обслуживая их.

Применение РКТ, о чем шла речь выше, дает вполне определенный результат. Прежде всего, это результат научно-технический. Однако, использовать его можно и по-иному. Так, уже запуски первых ИСЗ, АМС и пилотируемых КА широко использовались руководством страны в политических и идеологических целях для утверждения преимущества социалистической системы. Космонавтика стала играть политическую роль; с годами эта роль снизилась, но не исчезла совсем.

В настоящее время общепризнана роль космонавтики в качестве «демонстратора» уровня научно-технического прогресса страны, особенно в области высоких технологий. Накопленный в космонавтике интеллектуально-духовный потенциал можно с успехом использовать, и в какой-то степени он используется для решения задач формирования социально- и положительно-ориентированной, современно-образованной личности. В частности, если грамотно знакомить молодого человека с РКТ, то непременно мы выходим за пределы Земли или даже захватываем планеты земной группы. Без особых интеллектуальных усилий у человека формируется планетарное сознание и космическое мировоззрение. Более того, знакомя человека со сложной технической системой, к классу которой относятся космические системы (КС), мы формируем системное мышление, показывающее, что сложные системы, которыми полна наша современная жизнь, не могут оцениваться однозначно, одним единственным критерием. Необходимо понимать сложность современного мира и неоднозначность происходящих в нем процессов. Таким образом, космонавтика позволяет решать мировоззренческие и образовательные задачи, играя при этом соответствующую роль. Однако накопленный положительный опыт в этой области не находит широкого применения.

И еще один аспект, о котором нельзя не упомянуть. Человечество переходит в постиндустриальную эру своего развития, которая характеризуется тем, что огромную, если не сказать, доминирующую роль в жизни общества начинает играть информация. Новое знание и информация о нем и других аспектах жизни общества становятся самым важным объектом и товаром. Генерирование информации, ее передача, доставка потребителю становятся одним из важнейших производственных процессов. Все эти процедуры выполняют КС, большинство из которых на современном историческом этапе и являются информационными. Следовательно, космонавтика со своими информационными системами вносит существенный вклад в дело становления информационного общества, нового этапа цивилизационного развития человечества.

Рассмотрим еще одну сторону анализируемой проблемы. Речь идет о том, что такое мощное научно-техническое и общественное явление как космонавтика не может не найти отражения в различных формах общественного сознания – праве, философии, истории, искусстве, культурологии и др.

Нельзя обойти вниманием также вопрос о сохранении материальных носителей истории космонавтики в архивах и музеях.