СОВЕРШЕННЫЕ НРАВЫ СОВЕРШЕННОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

Для социально-философского творчества К.Э. Циолковского характерно стремление спроектировать абсолютно благое общество, наметить пути его достижения и предложить способы распространения этой системы максимально широко (в объеме всей Вселенной) на протяжении ничем не ограниченного времени (в вечности).

Решение первой части данной задачи автором связывается с областью нравственности, второй части – с технической сферой, а третьей – с естественной средой. Возможно, поэтому общее впечатление решения поставленных задач не складывается в единую логическую картину, хотя каждая составляющая сама по себе интересна и во многом перспективна. Исследователи творчества Циолковского, в основном, принимают такой разнокачественный подход самого автора и рассматривают отдельные аспекты его концепции безо всякой связи их с другими параметрами довольно целостного учения.

Стремление к благу – цель, несомненно, нравственная, и потому попытки Циолковского искать средства ее достижения в области морали оправданы. Вместе с тем, доведение ее до крайности (то есть до абсолютного блага), хотя и является типичным для конца ХIХ – начала ХХ в., утопично по своей сути и крайне уязвимо с точки зрения как философского, так и этического знания. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что большинство сторонников «абсолютного блага», как во времена Константина Эдуардовича, так и в настоящее время, являются представителями естественных и технических наук, и практически незнакомы с этической теорией. Само стремление к абсолюту ими принимается как аксиома и не подвергается никакому критическому рассмотрению. Современные же философы проблемами космических перспектив развития человечества и поисками интеллекта во Вселенной почти не занимаются.

Общекосмическое распространение исключительно доброго существования разумных существ рассматривалось калужским мыслителем с точки зрения, прежде всего, технических подходов, то есть с позиции наличия и возможности конструирования специальных приспособлений для реализации задачи расселения интеллектуальных индивидов во Вселенной. Строгость научного обоснования предлагаемых средств и методов в решении поставленных вопросов технически достаточно высока, предлагаемые решения профессиональны. Однако, подспудно любая техническая система социально нагружена, и потому абстрагирование от этого обстоятельства чревато созданием перспективных и эффективных технических приспособлений, которые одновременно могут оказаться социально опасными и морально ущербными.

Время и связанная с ним вечность (как научная проблема) анализируются Циолковским исключительно с позиции современной ему физики, что вполне оправдано для того исторического периода. Однако, необходимо заметить, что данная позиция совершенно неприемлема для современной науки, ибо время как феномен не может быть познано лишь как физическая характеристика существующего и развивающегося мира. Вместе с тем, современные естественные, технические, гуманитарные и социальные науки не исследуют время во всем богатстве его проявлений, и потому проблема вечности (как и бессмертия) остается одной и самых сложных и дискуссионных научных проблем.

Перечисленные обстоятельства, характерные для творчества Циолковского, еще раз убедительно свидетельствуют не только о необходимости целостного изучения его творческого наследия, но также важности и своевременности синтетического подхода к современным проблемам космической направленности.