ВЛИЯНИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ВЛИЯНИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

© Н.А.Разсолов, Т.А.Крапивницкая, А.А.Рудовский, Б.Г.Хашба
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2006 г.

Атеросклероз сосудов головного мозга – заболевание, свойственное, главным образом, старшей возрастной группе пилотов, наиболее опытных и ценных авиационных специалистов. Вне всякого сомнения, атеросклероз это реальная опасность и находится на первом месте среди прочих заболеваний.

Многими авторами отмечена динамика снижения показателей уровня основных профессионально важных психофизиологических функций, включающих характеристики памяти, внимания, моторики и мышления, которая носит экспоненциальный характер. Изменения претерпевает и сама личность пилота. «Инертность, косность, консерватизм. К чему мы долго привыкали, то нам кажется истиной. В зрелые годы погашение старых идей и рождение новых очень трудно и сопровождается страданиями, возбуждающими негодование против новатора». Так писал К. Э. Циолковский в очерке «Двигатели прогресса» в 1928 г. Наблюдаются определенные тревожные тенденции в развитии этого заболевания. В настоящее время отмечается «омоложение» этой болезни; все чаще признаки атеросклероза регистрируются у сравнительно молодых людей (Елисеев Ю. Ю., 2000 и др.). Разработка психофизиологических методов раннего выявления атеросклероза сосудов головного мозга по-прежнему остается актуальной для авиационной медицины.

Для исследования на основе единой теоретической концепции нами были выбраны психодиагностические методы, адаптированные Л. Н. Собчик (1990, 2006): вариант теста MMPI стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), модифицированный цветовой тест М. Люшера, метод цветовых выборов (МЦВ), вариант опросника Т. Лири метод диагностики межличностных отношений (ДМО), тест интеллекта Г. Айзенка, а также индивидуально-типологический опросник (ИТО).

Наиболее характерными чертами психологического портрета «атеросклеротической» личности среди авиационных специалистов оказались следующие:

- уровень развития профессионально важных психологических функций ниже, чем в контрольной группе здоровых лиц;

- пассивность личностной позиции, обращенность в мир внутренних переживаний, замкнутость, застенчивость, избирательность в контактах;

- низкие активность и стеничность, низкая самооценка;

- тенденция представить себя в более выгодном свете, экзальтация, утрированное дружелюбие;

- пессимистичность, тревожность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям, зависимость собственного мнения от мнения окружающих при отсутствии склонности идеализировать эти качества;

- отсутствие мотивации на социально одобряемую деятельность и соответствие нормативным показателям здоровья;

- спокойствие, умиротворенность, черты сенситивности, преданности, доверчивости;

- защитный психологический механизм – отказ от реализации намерений.

Данная психологическая характеристика справедлива в целом для исследуемой группы лиц с атеросклерозом сосудов головного мозга и позволяет на доклиническом этапе использовать меры профилактики. Однако группа пилотов, акцентуированных по «атеросклеротическому» типу является сборной и неоднородной по степени нервно-психической адаптации. В результате сравнительного анализа здоровых пилотов и лиц с клинически верифицированными признаками атеросклероза сосудов головного мозга было установлено, что характер и выраженность психологических изменений варьируется в широких пределах и определяется базисными свойствами личности.

Таким образом, профессиональная пригодность авиационного специалиста при прочих равных условиях зависит не только от выраженности и стадии атеросклеротического процесса, но и от эффективности механизмов компенсации нервно-психической деятельности, индивидуального когнитивного стиля, социальной активности и мотивационной направленности.