ЗАДАЧИ И ПУТИ ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ

© Н.А.Брюханов, Н.Н.Севастьянов, Г.А.Сизенцев, В.В.Синявский, Б.И.Сотников, С.Ф.Стойко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2006 г.

Луна, обладающая уникальными природными условиями, рассматривается как база для решения многих задач.

Если на начальных этапах развития космонавтики речь шла о лунных экспедиционных комплексах, в настоящее время во главу угла ставится проблема производственного освоения Луны.

На первом этапе должна быть создана постоянная база с ограниченной численностью персонала, развернуто экспериментальное производство топлива и компонентов систем жизнеобеспечения, организовано постепенное освоение технологических процессов по производству отдельных видов конструкционных материалов и изделий из них, заправка, дооснащение, ремонт технических транспортных средств, курсирующих по маршруту Луна – орбита искусственного спутника Луны. Возможный срок начала реализации задач первого этапа – 2020-25 годы.

На втором этапе предусматривается расширение функций базы, создание научного комплекса, увеличение численности персонала, обеспечение сырьем лунной промышленности и окололунного производственного комплекса, заправка межорбитальных транспортных средств лунными топливными компонентами, превращение их в многоразовые, использование околоземной орбитальной станции в качестве замыкающего звена транспортной цепи. Должны быть созданы размещенные на поверхности Луны первые энергопроизводящие системы, в том числе с использованием произведенных на Луне материалов. Одной из основных задач лунного производства уже на этом этапе может стать добыча 3Не и отправка его на Землю. Возможный срок начала реализации задач второго этапа – 2025-35 годы.

Третий этап – переход к самообеспечению. Лунная база превращается в поселение с разветвленной инфраструктурой. Лунное сырье, полуфабрикаты, ракетные топливные компоненты доставляются в массовом масштабе на околоземный орбитальный производственно-транспортный комплекс. Космическая транспортная система становится полностью многоразовой. На лунную базу постепенно возлагаются функции космопорта. На этом этапе на Луне должна быть полностью развернута мощная энергопроизводящая система для обеспечения энергией земных потребителей и решения тем самым земных экологических проблем, связанных с ограничением тепловой нагрузки в атмосфере.

Лунная инфраструктура космической транспортной системы будет представлять собой функциональные взаимосвязанные космические технические средства, обеспечивающие пассажирские, грузопассажирские и грузовые перевозки на участке Земля-Луна и обратно.

На начальной стадии функционирования лунной базы численность ее экипажа может составлять 3-6 человек с последующим увеличением по мере развития базы, численность экипажа окололунной орбитальной станции – 2-3 человека. Работы на лунной базе и окололунной орбитальной станции начальных этапов организуются вахтовым методом со сменой экипажей каждые 6-9 месяцев.

Уже сегодня необходима разработка программ освоения Луны, создания эффективных и дешевых транспортных многоразовых систем, разработки и сборки крупногабаритных конструкций в космосе, совершенствования средств обитания и работы человека в космических условиях, что потребует участия многих стран мира.