ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТОВОЙ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТОВОЙ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

© М.М.Карелин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.

На современном этапе при оценке знаний обучаемых используется такая форма контроля знаний, как тестирование. Несмотря на то, что многие преподаватели интуитивно правильно понимают процесс тестового контроля, необходимо дать четкое определение педагогического теста. Это позволит избежать терминологической путаницы и очертить границы предмета исследования.

При кажущемся разнообразии все определения педагогического теста близки между собой. Наиболее существенным для нас в них представляется то, что тест, в педагогическом понимании этого слова, означает проверку, испытание. Но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Педагогический тест – специфический инструмент, служащий средством для контроля уровня подготовленности обучаемого в соответствии с образовательным стандартом.

Если сравнивать тестовую форму контроля с наиболее распространенной в ВУЗах формой экзамена-диалога «преподаватель-студент», то она обладает целым рядом преимуществ. Принимая во внимание специфику деятельности РГНИИЦПК им. Ю. А. Гагарина и необходимость использования тестов для коррекции учебных программ, мы можем выделить достоинства применения тестовой формы контроля знаний, а так же определить их недостатки.

Работа по тестовой методике показала, что тесты – более качественный и объективный способ оценивания обучаемых, позволяющий выявить степень овладения ими конкретными знаниями, умениями, навыками, а также позволяющий соотнести уровень достижений обучаемых по отдельному предмету в целом и по его отдельным разделам.

Тестовые задания развивают мышление обучаемых, так как от них требуется не только выбрать правильный ответ, но и серьезно проанализировать их. Тестовый контроль позволяет также определить, насколько усвоен каждый вопрос изученной темы, и внести коррективы в учебный процесс.

Основные недостатки применения тестов для коррекции учебной программы – это относительная трудность создания хорошего теста, проверенного эмпирически, имеющего устойчивые коэффициенты валидности и надежности и малое количество специалистов по тестированию. Эти недостатки в нашем случае мы можем компенсировать количеством специалистов, которые участвуют в создании теста. Достоинства же гораздо весомее. Тем более что отсутствие при проведении тестирования возможности для использования диалога обучаемого с преподавателем в общем относят к недостаткам. В нашем же случае это будет являться достоинством, так как космонавт в реальном полете предоставлен сам себе и выбор правильного решения он должен научиться осуществлять самостоятельно. И результатом тестирования, в нашем случае, будет количество часов, необходимое для обучаемого, чтобы совместно с преподавателем повторить материал. Это поможет более чем в два раза сократить время на повторное изучение материала при успешном результате тестирования.

В докладе представлен анализ достоинств и недостатков тестовой формы контроля знаний, выделены положительные и отрицательные стороны тестирования с учетом специфики РГНИИЦПК им. Ю. А. Гагарина и сделан вывод о возможности использования тестовой формы контроля знаний для определения плана проведения восстановительных занятий исходя из результатов тестирования.