ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДА НА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМОНАВТИКИ respicere et prospicere

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДА НА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМОНАВТИКИ respicere et prospicere

© А.С.Барер
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2007 г.

Проанализирована эволюция взгляда на медицинские риски космического полета. При подготовке и полетах космического корабля (КК) «Восток» доминирующими представлялись негативные последствия кратковременной невесомости и одиночества замкнутого пространства. Для КК «Восход» и «Восход-2», соответственно, – приземление экипажа, спасение в случае аварии на старте и внекорабельная деятельность (ВКД). Для кораблей «Союз» в сочетании с орбитальной станцией – пролонгированная невесомость, многочасовая ВКД и психологическая нагрузка, особо обостренная при ручной стыковке корабля. Анализ ретроспективы привел к определенному смещению приоритетов. По мнению автора, для КК «Восток» реальную угрозу представлял расчетный случай аварии последней ступени ракеты – носителя с последующим торможением корабля в атмосфере. Для КК «Восход» и «Союз» острота этого фактора была снижена за счет улучшения условий переносимости человеком ускорений. Этап приземления в случае отказа двигателей мягкой посадки остается серьезной проблемой, и сегодня. ВКД для экипажа КК «Восход 2» была усложнена ввиду новизны работы и, как следствие, недоучета отдельных эргономических вопросов. Современная ВКД остается самой потенциально опасной операцией в полете, что обусловлено нарочитой «сближенностью» несовместимой с жизнью окружающей среды и человека, защищенного лишь скафандром.

Критичность ручной стыковки КК «Союз» вероятнее всего связана с некоторым противоречием жизненного опыта человека и принципами, реализованными в этой системе. Учет этого в «Устройстве для перемещения и маневрирования космонавта» и успешное его испытание А. А. Серебровым и А. С. Викторенко на станции «Мир» подкрепляют это предположение.

Увеличение длительности полетов подсказывает наличие многогранности проблемы невесомости: с одной стороны – успешная реализация относительно длительных полетов, с другой – остающаяся открытость дальнейшей перспективы. В эволюционном аспекте с учетом таких общебиологических закономерностей как «стремление к минимизации функций» и «атрофия от бездеятельности», возникающие проблемы могут оказаться практически непреодолимыми без искусственной силы тяжести или, что менее вероятно, индивидуальных средств, воспроизводящих ее эффекты.