ФИЛОСОФИЯ ПОЛЕТА (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОПРИРОДНЫЕ АСПЕКТЫ)

ФИЛОСОФИЯ ПОЛЕТА (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОПРИРОДНЫЕ АСПЕКТЫ)

© С.В.Кричевский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

В докладе, в контексте онтологии, гносеологии и праксеологии рассматриваются основные понятия, свойства полета летающих объектов, пространства, их эволюции в методологическом, историко-философском, социоприродном, социокультурном и др. аспектах.

Полет рассматривается, с точки зрения субъект-объектных отношений, как универсальная форма движения в свободном пространстве. Полет – это движение объекта в свободном аэрокосмическом пространстве (в атмосфере, т. е. в газовой среде и/или в космосе, космическом вакууме и т. п.). В процессе полета непосредственно участвуют летящий объект и свободное пространство (среда, в которой происходит движение). Летящий материальный объект, как правило, имеет плотность выше, чем окружающая среда, в которой происходит движение (полет). Полет имеет длительность и др. характеристики, описывающие движение летящего объекта (траекторию, скорость и т. д.). Полет в контексте целеустремленной деятельности, активности живых организмов, социотехноприродной деятельности человека и общества – это технология, т. е. способ достижения целей посредством перемещения в свободном пространстве. Полет – технология экспансии жизни на Земле и вне Земли, расселения в космосе. Полет в технике, технических, социоприродных системах, в сфере аэрокосмической деятельности – основная технология достижения целей деятельности, основной активный этап рабочего цикла. Наибольшее распространение полеты получили в сфере воздушного транспорта, военной и космической сферах, в сфере спорта.

Полет обладает свойствами трансграничности, относительности, риска и др. Трансграничность выражается в преодолении различных границ относительно поверхности Земли или других физических или условных границ в пространстве Земли или за ее пределами, между атмосферой и космическим пространством и т. д. Любое движение относительно, полет – движение летящего объекта по отношению к различным внешним объектам, а не только по отношению к ближайшей окружающей среде, с которой физически контактирует объект и в которой происходит пребывание и перемещение объекта. Полет как сложный динамичный процесс в свободном пространстве обладает более высоким уровнем риска, чем процессы, «привязанные» к Земле.

Существуют следующие развитые системы классификации:

1) пространства, полетов, их способов - в авиации и космонавтике;

2) летающих объектов – в астрономии (небесных тел и др.), в биологии (насекомых, птиц), в технике (летательных аппаратов).

Летающие объекты имеют различную природу (естественное и искусственное происхождение), свойства, закономерности эволюции и могут быть классифицированы по различным основаниям (признакам, свойствам), в общем случае, следующим образом:

1. По происхождению (природе).

1.1. Естественные (неживые – небесные тела и живые – птицы и др.);

1.2. Искусственные (технические).

2. По предназначению.

2.1.«Специальные» (для них пребывание в полете является основным свойством и/или функцией, например, птиц и самолетов в атмосфере Земли, небесных тел и космических аппаратов в космосе).

2.2.«Случайные» (случайное падение «неспециальных» объектов, фрагментов, как правило, связанное с деструктивными процессами и т. п.).

3. По морфологии.

4. По путям и тенденциям эволюции.

5. По способам (технологиям) перемещения в пространстве.

6. По взаимодействию с окружающей средой и др.

Значительный вклад в исследования полета, летающих объектов, пространства, различных аспектов (философских, астрономических, физических, технических, эргономических, психологических, медицинских и др.) внесли ученые, изобретатели, конструкторы (Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Ф. А. Цандер, Г. Оберт, Г. Ноордунг, А. Н. Туполев, С. П. Королев, Ю. П. Доброленский, В. А. Пономаренко и др.); воздухоплаватели, пилоты, летчики-испытатели, космонавты (Пилатр де Розье, О. Лилиенталь, братья Райт, М. М. Громов, В. П. Чкалов, А. В. Федотов, Ю. А. Гагарин, Н. Армстронг и др.). Современные исследования проводятся в аэродинамике, баллистике, безопасности полетов, динамике, навигации, пилотировании, теории полета, экономике, экологии, эффективности полета и т. д.

Исследования полетов, летающих объектов, аэрокосмического пространства, технологий, а также опыт полетов, прогнозирование и рефлексия в связи с ними значительно воздействуют на развитие техники, человека и общества, социоприродные отношения, познание и освоение окружающей среды в эпоху глобализации в парадигме универсального эволюционизма.

В ХХ веке человек стал «человеком летающим». В XXI веке темп и сфера практического освоения неба нарастают, что существенно влияет на образ жизни, коммуникации, менталитет, мировоззрение, индивидуальное и общественное сознание. Формируется новая аэрокосмическая субкультура, соответствующие: картина мира, информационные, социальные, материальные и др. структуры. В дополнение к космизму можно говорить и об «аэрокосмизме» как течении и идеологии с охватом десятков миллионов людей Земли, связанных с полетами и всей сферой аэрокосмической деятельности в России и во всем мире. Представление о полете охватывает и сферу идеального (полет мысли, мечты и т. д.).

Гуманитарные, социально-философские, социокультурные и др. аспекты данной темы отражены в литературе (Ж. Верн, А. Толстой, Сент- Экзюпери, А. Казанцев, И. Ефремов, А. Стругацкий и Б. Стругацкий, С. Лем, Р. Бах, М. Галлай и др.), кино и т. д.

Рассмотренные аспекты являются основой «философии полета», которая достойна глубокого и систематического исследования в целях познания, развития и безопасности аэрокосмической деятельности, всей человеческой цивилизации в балансе с окружающей средой в едином пространстве Земли и Космоса.