ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КРУПНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КРУПНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

© М.А.Бек, Н.Н.Бек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2007 г.

В последние годы во многих странах мира при выполнении крупных проектов и программ государственного значения расширяются масштабы взаимодействия государства и частного сектора в форме государственно-частных партнерств (ГЧП). В частности, ГЧП играют большую роль в развитии транспортной инфраструктуры в условиях, когда в бюджете нет необходимых для этого средств. Это вызвано не только необходимостью привлечения частного капитала для финансирования проектов в условиях бюджетных ограничений, но и рядом других причин, в числе которых:

– целесообразность переноса финансовой нагрузки, связанной с оплатой услуг, предоставляемых объектами общественной инфраструктуры, со всего общества на потребителей этих услуг по схеме «пользователь-плательщик»;

– нередко значительные проблемы в осуществлении и обеспечении эффективности проектов, характеризуемые существенными превышениями первоначальных оценок инвестиционных затрат, снижением реальных доходов от эксплуатации по сравнению с прогнозировавшимся уровнем и, как следствие, потерей финансовой жизнеспособности проектов;

– подкрепленные опытом надежды, что участие частного сектора, сотрудничество с ним будут способствовать решению возникающих проблем за счёт использования предпринимательских подходов, внедрения более рациональных проектных, организационных решений, новых методов управления, технологий на основе инноваций.

Перечисленные причины, по мнению авторов, характерны и для крупных космических проектов (в том числе в области космического производства), реализация которых может быть коммерчески выгодной, но не сулит быстрой отдачи и сдерживается бюджетными ограничениями.

Целесообразность развития ГЧП в современной России признана на государственном уровне. Создается необходимая институционально-правовая среда. В частности, приняты Закон о концессиях, Положение об инвестиционном фонде, ряд других документов. Быстро растёт количество проектов, предлагаемых к реализации на основе ГЧП, в том числе и крупных, стоимостью более 5 млрд. долл. с большой длительностью жизненного цикла (до тридцати и более лет). По ряду предложений уже приняты положительные решения.

В докладе рассматривается возможность использования ГЧП как одного из перспективных путей осуществления крупных космических проектов. Обосновывается целесообразность разработки пилотного проекта организации космического производства на основе ГЧП. С использованием информации о конкретных проектах ГЧП рассматриваются альтернативные модели организации и смешанного финансирования проектов, обсуждаются проблемы обеспечения эффективности (в том числе, связанные с рисками, с их распределением). Подчеркивается важность привлечения промышленных организаций – потенциальных потребителей продукции космических производств к разработке проекта, начиная с самых ранних этапов, при формирования требований. Рассматриваются предпосылки создания у потенциальных потребителей заинтересованности в разработке проекта, в его финансировании на инвестиционной стадии и в коммерческом использовании продукции на эксплуатационной стадии.