ИДЕИ АНТРОПОКОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИДЕИ АНТРОПОКОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Н.А.Гущина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Космическая педагогика развивалась К. Э. Циолковским и его сподвижниками с начала 20-х гг. ХХ в. Однако убежденность современных исследователей в том, что ценности образования не только принадлежат конкретной исторической эпохе, но и способны вступать в контакт с ценностями другого периода, сохраняя при этом свое конструктивно-позитивное значение для отечественного образования, побудила нас обратиться к исследованию антропокосмической концепции воспитания Циолковского.

По мнению ученого, учитель, как и любой человек, включен в окружающий мир, и его мысль, и деятельность имеют космическое значение. В этом утверждении аккумулируется основное своеобразие аксиологических взглядов педагогов-космистов.

В связи с этим высшую цель образования Циолковский видел в полноценном разностороннем развитии ребенка. Константином Эдуардовичем провозглашалась новая этика отношения учителя с учениками, имеющая нравственные аспекты, которые в концепции педагога поднимались до космических.

Поскольку образование – это фундаментальная основа и один из источников создания у воспитанников реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах, то разработка ценностного каркаса образования, системы приоритетных ценностей, педагогических технологий соответствующей ориентации является необходимым и значимым шагом на пути совершенствования системы образования, разработки стратегии его развития.

Однако сегодня в России, как и во всем мире, происходит отчуждение учителя от ценностных свойств профессиональной педагогической деятельности. Социально-экономический и культурный хаос последнего десятилетия XX в. привел к резкому снижению в иерархии ценностных позиций молодежи рейтинга труда. Это подтвердилось и нашими данными: в общем перечне ценностей, включающем три десятка позиций, интересная (педагогическая) работа занимает промежуточное положение между вторым и третьим десятком. Стало быть, выбор педагогической профессии студентами продиктован не потребностью полной самореализации, а внешними обстоятельствами.

Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что сложившаяся система педагогического образования не блокирует этот разрушительный процесс, если сохраняет безличный характер, тиражируя широко распространенные в школьной практике авторитарность, рецептурность, стереотипы.

Как показал анализ, педагогическая деятельность Циолковского была пронизана идеей о том, что «особый род телесного и духовного воспитания, а также глубокого умственного развития, обогащения познанием природы и человеческой души может преобразовать дурные стороны человека». Ученый-космист утверждал, что только с помощью воспитания можно «погасить» дурные свойства человека и «развить качества полезные», как самого человека, так и для всего человечества. А если принять во внимание то, что эти ценности должны приобрести статус жизненных принципов, то их реализация и есть базис жизненной стратегии.

Между тем существует условие, без которого развитие аксиологической сферы личности невозможно. Это наличие гармонии между сознанием и чувствами. Именно развитые чувства составляют смысл жизни человека и выступают основой для активных духовно – интеллектуальных поисков.

Циолковский размышлял о том, что для учителя очень важно «…суметь привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез». Только в такой ситуации возникают эмоционально окрашенные знания, необходимые для формирования поведенческой готовности, а на более сложном уровне и поведенческих программ. В зависимости от того, какие эмоции в большей степени испытывает педагог, можно говорить о комфортной (или дискомфортной) психологической атмосфере педагогического процесса.

В своей учительской деятельности Циолковский постоянно искал действенные пути и способы возбуждения «интереса к Космосу», развивал любознательность, творческие способности и фантазию своих учеников. Внутренним содержанием профессиональной деятельности учителя был гуманизм, любовь и уважение к достоинству ребенка, отрицание всякого насилия над личностью. Педагогическая деятельность Циолковского была пронизана идеей о том, что «особый род телесного и духовного воспитания, а также глубокого умственного развития, обогащения познанием природы и человеческой души может преобразовать дурные стороны человека».

Личностный смысл, ценностные ориентации профессии, несомненно, имели большое значение и для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности Циолковского.

Таким образом, исследовательские подходы Циолковского, как одного из ведущих космистов, обосновывают построение новой педагогической парадигмы, в которой аксиологический базис будет являться уникальным связующим звеном между теоретическими и практическими составляющими науки. Ценностные основания позволяют преодолеть статично-описательный подход в педагогике и содержательно наполнить образовательную сферу. Разработка основ педагогической аксиологии подразумевает выявление природы и источников ценностей, закономерностей их функционирования, диалектики общечеловеческих и национальных ценностей.

Профессионально-педагогические ценностные ориентации начала XXІ в. – значимый показатель состояния духовного здоровья образовательной системы, своего рода личностный определитель смысла педагогической деятельности.

Антропокосмическая концепция Циолковского, безусловно, ценна, поскольку она существовала ради детей, и ее идеи сегодня воплощаются в современном отечественном образовании.