ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДИФИКАЦИЙ ЖРД РД-107 И РД-108 ДЛЯ СЕМЕЙСТВА РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ НА БАЗЕ Р-7

© В.Ф.Рахманин, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2007 г.

В 2007 г. все человечество отмечает 50-ю годовщину начала космической эры – запуск Первого искусственного спутника Земли. Как известно, этот пуск был осуществлен ракетой Р-7, в состав которой входили жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 разработки ОКБ-456 (ныне НПО Энергомаш) под руководством главного конструктора В. П. Глушко. Эти двигатели для первой и второй ступеней ракеты были разработаны в 1954-57 гг. Исходная конструкция многокамерных двигателей стала основой для последующих модификаций. Уже 50 лет активно эксплуатируются космические ракеты-носители прославленного семейства «Восток», «Восход», «Молния», «Союз», и все это время надежно работают двигатели разработки НПО Энергомаш. Свыше 10 модификаций двигателей первой и второй ступеней было разработано за эти годы для решения различных космических задач.

С 2001 г. в составе РН «Союз» стали использоваться новые модификации двигателей РД-107 и РД-108 – двигатели 14Д22 и 14Д21. Они, как и предыдущие, были основаны на конструкции своих знаменитых предшественников, но обеспечили повышение устойчивости работы и увеличение удельного импульса тяги двигателей, что позволило увеличить массу полезного груза, выводимого РН на орбиту. Работы по дальнейшему совершенствованию характеристик двигателей продолжаются.

Основные работы по модификации двигателей и авторскому надзору за их производством и летной эксплуатацией выполняются в Приволжском филиале НПО Энергомаш в Самаре под руководством заместителя генерального конструктора, директора филиала А. А. Ганина. Существенную помощь и содействие в выполнении этих работ оказывают специалисты НПО Энергомаш (Химки) под руководством генерального директора Н. А. Пирогова, и в первую очередь, Конструкторского бюро НПО Энергомаш под руководством первого заместителя генерального директора, директора КБ В. К. Чванова. Серийное производство двигателей уже много лет осуществляется в ОАО «Моторостроитель» (ранее завод им. М. В. Фрунзе), Самара.

В докладе излагаются конструктивные особенности основных модификаций двигателей, используемых в составе РН типа Р-7.