К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

© Н.С.Вощенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает ряд стратегических направлений. Он предусматривает поощрение лучших учителей за высокое профессиональное мастерство и развитие образования. Одним из слагаемых профессионального мастерства педагога является его воспитательная деятельность, выраженная в работе классного руководителя. Она характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.

В настоящее время идет поиск нравственных ориентиров и идеалов для воспитания подрастающего поколения. Однако на своей малой родине можно найти немало примеров для воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности.

150-летний юбилей нашего земляка К.Э. Циолковского позволяет нам еще раз обратиться к личности великого ученого, к его научным достижениям и изобретениям. Он вошел в историю как ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории самолето- и дирижаблестроения, как основоположник теоретической космонавтики. Менее известен Циолковский как писатель-фантаст, автор статей, посвященных проблемам нравственности, гражданственности, совершенствования человека и человечества в целом.

Уроки Циолковского могут представлять интерес для учащихся разных возрастных групп. Именно профессионализм классного руководителя позволит в содержательном плане выбрать тот материал, который заинтересует учащихся. Необходимо руководствоваться идеей Циолковского: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов, исполнение венчает мысль». Так же и в воспитательной работе: из года в год расширяется и усложняется материал, который предоставляет учащимся классный руководитель.

Для младших школьников интерес представляет биография нашего земляка, это не только познавательный элемент, но и большой воспитательный потенциал. Учащихся 5-х – 9-х классов заинтересуют фантастические произведения для детей и научные идеи Циолковского, направленные на то, чтобы служить людям. Формы и методы работы разнообразны. Профессионализм классного руководителя заключается в выборе рациональных методов для осуществления дифференцированного подхода и активизации познавательных способностей учащихся.

Космическая философия К. Э Циолковского раскрывает смысл жизни, цели и перспективы человечества на пути в космос, представляет интерес для старшеклассников. Ученый не раз поднимал проблемы предназначения человека и подходил к их разрешению с гуманистических позиций. Он восхищался разумом человека и показал, что в будущем каждого ожидает непрерывная радость. Циолковский полагал, что время сделает человека хозяином Земли. Он будет преобразовывать землю, живые существа и самого себя.

Циолковский справедливо считал, что прежде всего необходимо воспитать человека-гражданина. Это человек творческий, активно участвующий в преобразовании жизни.

В работах «Горе и гений», «Научная этика», «Свойства человека» Циолковский поднял проблемы нравственной организации общества, которые лежат в основе не только земной, но и космической жизни. Ученый показал, что общечеловеческие нравственные качества являются основополагающими во взаимоотношениях людей. Среди этих качеств он выделял доброжелательность, совестливость, справедливость. Эти качества Циолковского могут стать напутствием старшеклассникам, которым по силам самостоятельно или совместно с классным руководителем изучить и проанализировать произведения ученого.

Циолковский называл себя Гражданином Вселенной. В системе воспитательной работы наша главная задача, как педагогов, заключается в том, чтобы учить школьников быть достойными гражданами России. Это не только воспитание любви к Родине, знание ее истории и культуры. Это воспитание Личности, сочетающей общечеловеческие чувства, ценностные идеалы, умеющей не только осознавать, но брать на себя ответственность за судьбу планеты Земля.