К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О КОСМИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О КОСМИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2007 г.

Вопрос о космическом будущем человечества у К.Э. Циолковского, о месте его в «Космической философии» ученого и в его творчестве представляется одним из наиболее значимых, пионерских и важных как с точки зрения самого Циолковского, так и с точки зрения развития космической антропологии.

В центре этики и философии Циолковского находится человек и счастье человека. Идеалом социальным и антропологическим для К.Э. Циолковского является совершенный, идеальный человек и совершенное общество. Ибо счастливый атом-дух не нужен сам по себе, он не имеет никакого смысла, аксиологического значения. Но он появляется и все становится на свои места, когда мы становимся на позиции антропоцентрические в отношении взглядов Циолковского. Возможно, термин «антропоцентризм» не вполне верен по отношению к антропокосмизму. Если мы допускаем, что человечество встретится с иным разумом, то эта позиция сразу станет ущербной. Может быть, позицию Циолковского было бы более разумно назвать «интеллектоцентризмом» (разумоцентризмом), подразумевая, что ученый не отрывал земную цивилизацию от других вероятных цивилизаций космоса.

Циолковский писал о том, что человек, являясь результатом эволюции, лишь недавно выделился из царства животных: «Даже высшие животные (человек) очень несовершенны. Например: не велика продолжительность жизни, мал и плохо устроен мозг и т. д. В сущности, есть только результат приспособления к условиям жизни на Земле, главным образом, к жизни на экваторе и признак незаконченного филогенетического развития (эволюции)». Подходя к проблеме антропогенеза, Циолковский приходит к выводу о том, что, прежде всего, человечество не завершило свою эволюцию, более того настоящее состояние человека – состояние начальное, с точки зрения его эволюции.

Циолковский делает единственно правильный и логически обоснованный вывод о том, что в изменяющихся внешних условиях среды обитания эволюция будет продолжаться, а на тех планетах, на которых потенциально возможна жизнь, она будет адаптироваться к изменяющимся там условиям: «…и на холодных и на жарких планетах возможны существа, составленные из тех морей, атмосфер и почв, которые существуют на планетах».

Ученый считал, в целом, что разум, развиваясь в космосе по единым законам в соответствии с принципом монизма, должен иметь похожий вид, а именно, быть антропоморфным. Но главный фактор, который может реально повлиять на различия, скажем, в росте живых существ или способе их перемещения (их биомеханика), это сила тяжести планеты.

Каким же себе представлял Циолковский этих гипотетических вероятностных животных, потенциально способных населять другие планеты. Каков их общий вид: рост, механика движений и иные вероятностные параметры. В целом, ученый отмечает, что: «мы говорим про существа, подобные людям, только более совершенные. Между ними могут быть всевозможные породы, приспособленные к жизни на всяких планетах…»

Таким образом, ученый рассматривает возможность существования различных видов живых существ на других планетах, в зависимости от среды их обитания. При этом, признавая огромную их вариабельность, он приходит к выводу, что функции их органов, их строение, будут зависеть напрямую от внешних условий, к которым эти животные будут адаптироваться в процессе своей эволюции.

Циолковский, говоря об идеалах космического человека, приходит к выводу — будущая эволюция человечества неизбежно будет связана с его выходом в космос, и с его постоянным расселением там. Это приведет к радикальной биологической, персональной и социальной эволюции человечества. Возникнет новый вид людей, которых мы можем условно назвать Homo Cosmicus. Этот вид человека космического и является тем антропологическим идеалом человека, который Циолковский размещает в актуальной бесконечности времени и пространства, как предельный и поэтому недостижимый рубеж развития, как нравственный и физический идеал человека, который во многом носит характер антропологической утопии.

По нашему мнению, Циолковского можно считать основоположником космической антропологии, предметом которой становится изучение вероятных форм жизни во вселенной, изучение космического будущего человечества.

Космическая антропология Циолковского является оригинальным разделом его философии, направленным на изучение будущих этапов развития человечества, изучение космоса.

* Имелась в виду публикация в 1903 г. К. Э. Циолковским работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами».