КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ В МЕТАФИЗИКЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ В МЕТАФИЗИКЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© К.Х.Хайруллин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

1. К. Э. Циолковский рассматривал жизнь как фундаментальный космический феномен, коренящийся в основаниях самой материи. Поэтому он стремился построить «теорию всего» именно как теорию жизни, атрибутивно присущей разным уровням и формам бытия. Циолковский выходил далеко за рамки традиционного биологического понимания жизни и в своих философских сочинениях создал оригинальную онтологическую систему, которую можно назвать метафизикой жизни. Последняя составляет концептуальный базис всей космической философии Циолковского. В этой метафизике жизнь рассматривается с точки зрения ее возможной вечности и отсутствия каких-либо ограничений на ее самосовершенствование, распространение и достижение высшего могущества. Кратко основоположения метафизики жизни заключается в следующем.

2. Жизнь существует всюду и всегда, как и сама материя. Это обусловлено тем, что где-то в глубинах материи сокрыты бесчисленные вечные и неуничтожимые предельные элементы жизни – «атомы-духи», метафизические живые точки, обладающие способностью чувствительности. Вселенная выступает глобальной средой обитания для таких атомов, которые, беспредельно путешествуя по ней, рано или поздно попадают в различные материальные структуры, начиная от неорганических тел и кончая разумными существами. Самочувствие «атомов-духов», полнота их положительных и отрицательных ощущений целиком зависят от форм жизни, которые включают их в себя. Самое заветное место для этих атомов – это мозг совершенного разумного существа, где они испытывают истинное блаженство, самая нежеланная ситуация – это вхождение в состав несовершенной страдальческой жизни, вместе с которой они испытывают весь спектр мучительных ощущений. В неорганической природе «атомы-духи» спят, практически утрачивая ощущения собственного состояния и течения времени. Участвуя в грандиозном круговороте материи во Вселенной, метафизические элементы жизни выражают не только неуничтожимость последней, но и ее эстафетный характер, способность к новым перевоплощениям в иных местах, даже при гибели целых биосфер.

3. Жизнь иерархична и имеет следующую космическую последовательность своих уровней: «атомы-духи» - микробы – растения – животные – биосферы – разумные существа – сообщества разумных существ (цивилизации) – космические союзы сообществ разумных существ (сверхцивилизации). Разум и социальная организация являются высшими проявлениями жизни. Они постепенно переводят естественную стихийную эволюцию жизни в новое русло, придавая ей черты искусственности и сознательной целенаправленности, служат универсальными средствами совершенствования и космического распространения жизни. Цивилизации возникают на планетах в разное время и имеют неодинаковые уровни развития. Наиболее старые и зрелые из них, выходя за пределы своих планет, широко распространяются в космическом пространстве и вступают в контакты между собой, образуя могущественные союзы, способные влиять на всю космическую иерархию жизни. Через эти союзы космос проявляет свою власть и обретает черты целостного живого организма. Важное значение имеет то, чтобы союзы управлялись мудрыми гениями, лучшими избранными представителями различных разумных рас Вселенной. Высшие разумные существа вырабатывают общую программу и нравственный кодекс поведения и стремятся распространять совершенную жизнь в космосе повсюду, где это возможно.

4. Руководствуясь соображениями гарантии попадания блуждающих «атомов-духов» в состав совершенной жизни, а так же безопасности и облагораживания Вселенной как экологической ниши, сверхцивилизации могут искоренять планетные «очаги» агрессивной и страдальческой жизни, лишая ее представителей возможности иметь потомство. Но какие-то «очаги» такой жизни сохраняются с надеждой на то, что в будущем в ходе пусть долгого и мучительного саморазвития они дадут зрелые и совершенные плоды, которые пополнят состав представителей высшей разумной жизни Вселенной. К их числу относится и Земля со своим незрелым человечеством, пребывающем пока в очень несовершенном состоянии. Но в отдаленной перспективе человечество должно подняться на гораздо более высокие ступени своего развития и в ходе освоения мирового пространства вступить в союз космических цивилизаций.

5. Жизнь может существовать не только в плотно-вещественной, но и разряженно-вещественной и даже полевой форме. Допустимо наличие некой реликтовой жизни или ее следов, которая сохранилась в современной Вселенной от предшествующих космологических эпох и состоит из неизвестной разряженной «неводородной» материи. Во-вторых, в самой отдаленной перспективе через многие миллиарды лет разумная жизнь, локализованная в вещественных структурах, может перейти в единое слитое полевое состояние (в терминологии Циолковского «лучистое человечество»). Феномен телепатии («мозговое общение») указывает на принципиальную возможность достижения такого состояния.

6. Метафизика жизни Циолковского носит умозрительный характер и не опирается на какие-то эмпирические факты. В то же время она достаточно целостна, системна и последовательна, и несправедливо представлять ее как противоречивую смесь разнородных идей, что имеет место в работах некоторых авторов, анализирующих идейное наследие основоположника космонавтики. Метафизика жизни – это смелая попытка с помощью полета мысли и воображения ответить на фундаментальный вопрос: что же может произойти с потенциально вечной жизнью и каких форм могущества и совершенства она достигнет, если будет эволюционировать и беспредельно распространяться в течение многих миллиардов лет? И свой своеобразный, и интересный ответ на этот вопрос дал великий ученый, изобретатель, мыслитель-космист К. Э. Циолковский, 150-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.