КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Л.Н.Мельников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2007 г.

Константин Эдуардович Циолковский — абсолютный пионер в философии и в науке о Вселенной. У него нет предтеч. Появление некоторых его идей невозможно объяснить рационально.

Земля – скверна. Об этом уже тысячи лет твердит философия («юдоль страдания»). Но дальше революционных идей преобразования теоретическая мысль человечества не продвинулась. Самые радикальные идеи — социальная революция. Циолковский в одной из статей предлагает… разобрать Землю до основания. Естественно, проблема земной «скверны» будет попросту снята. Кто из предтеч ученого в философии хотя бы намекнул, покусился на такую возможность? Никто и никогда. Потому, что для этого нужно быть супергением.

Человечество давно уже бредит полетами на небеса. Легенды приписывают эти идеи даже мифическому шумерскому герою Этану, а также Александру Македонскому. Об этом как о само собой разумеющемся рассуждали Лукиан, Пифагор и другие великие люди древности. Однако дальше простого посещения «обители богов» человеческая мысль не шла. Религия обещает уже постоянную жизнь на небесах (для праведников) - но посмертно, что для решения проблем науки не имеет значения. Только Циолковский не просто сказал о возможности космического полета, но рассуждал о будущей жизни в космосе как о неизбежном, предопределенном реальном физическом факте для всего человечества. Это – будущее цивилизации. С его точки зрения стремление в космос – стратегическая линия развития вида «хомо сапиенс». Такой системы взглядов мы не найдем ни у одного ученого мира. Жизнь полностью подтверждает философию Циолковского, которую он называл «космической философией».

Циолковского совершенно невозможно поставить в один ряд с так называемыми космистами. Самые крупные и самые радикальные из них – Цандер, Годдард, Оберт, Гоман, Пирке, Эсно-Пельтри – это всего лишь ремесленники этого вида деятельности, без широкого, глобального осмысления своей практики, без мировоззрения, фактически без своей философии. Они – не более как практические разработчики чисто технологических проблем космонавтики. А для чего, для какой глобальной цели это нужно, никто из них особенно не задумывался. У Циолковского все ясно - для будущего переселения человечества в космос. Поэтому эти фигуры мировой космонавтики совершенно несопоставимы с нашим гигантом философской мысли.

Циолковский упразднил саму философию. До него она была чисто земной, по античному определению, она представляла собой размышление о смерти, своего рода служила утешением и приуготовлением к ней. Циолковский поменял стратегические ориентиры философствования. У него задача космической философии – тоже подготовить человечество, но наоборот, к жизни, к продолжению физического реального существования – однако уже в космосе. Только он предложил оптимистическую перспективу эволюции цивилизации в противовес до сих пор господствующей философии смертобожества.

Циолковский, возможно, единственный образчик современного универсального, в духе гигантов Возрождения и Просвещения, человека, воистину это энциклопедическая личность. В самом деле, вот некоторые темы его научного творчества: жизнь будущего человечества в космосе, ракетодинамика, проблемы экзобиологии, высшего разума, превосходящего человеческий, строительство космических поселений и космическая архитектура, свойства человека, проблема гениальности, миры параллельные нашему, иные существа («животные») космоса, эволюция Вселенной от более тонких форм к более плотным (совершенно оригинальна в философии и космофизике), будущее социальное устройство общества, жизнь на орбите, музыка, органы чувств человека, эмоции, восприятие, построение материи из одушевленных «атомов», проблемы эфира, устройство скафандра, морфология живых существ на других планетах и т. п. Ввиду этого – это величайший представитель энциклопедического охвата проблем в масштабе Вселенной, это настоящий «Гражданин Вселенной».

Циолковский внес совершенно оригинальный вклад в практическое осуществление космического полета: твердо назвал ракету в качестве такого средства, первый в истории описал космические («эфирные») поселения и жизнь на орбитальных станциях, ракетные поезда, составил чисто технологический план освоения Вселенной человечеством (вплоть до других галактик и звезд), из 16 пунктов. Первым в истории мировой науки сказал о промышленном освоении космоса, появлении принципиально новых космических технологий, преобразовании Земли под влиянием космических исследований. Ученый практически точно предугадал последовательность выхода человечества за пределы Земли, пророчески назвал первым человеком в космосе русского человека. Планомерное освоение и исследование планет (Марса, Венеры и т. д.), астероидов, комет, околоземного и околосолнечного пространства идет в точном соответствии с « планом Циолковского».

Некоторые идеи Циолковского совершенно невозможно понять на современном уровне знания, как например, превращение людей в далеком будущем в лучистое человечество и теорию эр, изложенную им устно А. Л. Чижевскому. Этим он поставил перед будущей наукой принципиально новые ориентиры для познания. До таких гносеологических и рациональных глубин не добирался ни один мыслитель мира ни в прошлом, ни в настоящем. В этом плане фигура Циолковского должна быть поставлена в мировой науке и философии на совершенно особое, уникальное по своему значению для человечества, место. Можно даже сказать, что фигура Циолковского стоит в ряду мыслителей выше и совершенно одиноко, хотя его учение развивается дальше и сам он имеет современных продолжателей и преемников уникального знания и практического использования его технологических и технических рекомендаций. Можно даже сказать, что Циолковский объял всю современную и будущую космонавтику и науки о Вселенной.

О некоторых же вещах, понятых и осмысленных Циолковским, считал он, еще не пришло время говорить. У него остались еще тайны, и они ждут своего исследователя.