НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОКЕ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА НА ЛУНУ

© В.В.Циблиев, Б.А.Наумов, Ю.Б.Сосюрка, В.И.Ярополов, Р.Р.Каспранский, М.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.

В настоящее время в качестве одного из перспективных направлений развития пилотируемой космонавтики рассматривается создание постоянно действующей обитаемой базы на Луне с целью использования ее природных ресурсов для практической деятельности, проведения исследований в интересах фундаментальной науки, натурной отработки новых образцов космической техники, в том числе по программе полета к Марсу, решения задач по защите Земли от астероидной опасности.

Для решения этих задач необходимо создание в космосе и на Луне сложных крупногабаритных сооружений и производств, что немыслимо без непосредственной работы людей в космосе и на поверхности Луны. Поэтому пилотируемая космонавтика становится основным средством их решения в процессе первоначального освоения Луны.

Пилотируемая экспедиция на Луну, целью которой является начало ее научно-промышленного освоения, является значительно более сложной миссией по сравнению не только с околоземными орбитальными полетами, но и с ранее выполненными пилотируемыми полетами с кратковременными высадками на поверхность Луны. Это обусловлено условиями и особенностями длительного пребывания на поверхности Луны и задач экспедиции.

Условия и задачи новой деятельности на Луне вносят существенные дополнения в принципы организации таких экспедиций, в частности, во взаимоотношения экипажей с наземным центром управления полетами и с наземной базой обеспечения работы экспедиции, а также в подготовку космонавтов.

Это обуславливает целый комплекс особенностей, учет которых необходим при реализации Лунной программы. К их числу относятся:

– новизна задач и условий космического полета;

– наличие значительного числа разнородных динамических режимов и операций полета, связанных со стыковкой, расстыковкой кораблей, посадкой на Луну, взлета с ее поверхности и др.;

– необходимость сборки лунного комплекса на околоземной орбите;

– возможность неустойчивой связи с Землей;

– задержка в передаче и получении радиосообщений, команд управления и уставок;

– возможность возникновения различных, ранее не изученных, нештатных ситуаций;

– сложность, а в некоторых случаях и невозможность оперативного получения помощи с Земли в нештатных ситуациях;

– наличие космического мусора в околоземном пространстве по траектории движения лунного комплекса;

– высокий уровень космической радиации (радиационные пояса Земли, галактические космические лучи, протоны и вторичные нейтроны, солнечные вспышки);

– низкая напряженность магнитного поля в межпланетном пространстве и на Луне;

– изменение гравитационных условий во время полета;

– необходимость выбора места посадки на поверхность Луны;

– управление посадкой корабля на поверхность Луны в безвоздушном пространстве;

– необходимость быстрого включения в активную деятельность после посадки на Луну;

– гипогравитация на Луне (16% от земной);

– большая кривизна поверхности Луны;

– пылевой грунт на поверхности Луны;

– отсутствие на поверхности Луны ярко выраженных ориентиров;

– высокая вероятность травм и декомпрессионной болезни при выполнении деятельности на лунной поверхности;

– вход в атмосферу Земли со второй космической скоростью;

– увеличение риска нерасчетных посадок с большими ошибками по расстоянию при возвращении со второй космической скоростью и двухэтапным вхождением в атмосферу Земли, трудность осуществления поисково-спасательных работ из-за посадки в акватории мирового океана;

– невозможность срочного прекращения полета и возвращения космонавтов на Землю.