ПОЭЗИЯ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА ЭДУАРДОВИЧА ЦИОЛКОВСКОГО

ПОЭЗИЯ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА ЭДУАРДОВИЧА ЦИОЛКОВСКОГО

© А.А.Пережогин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

Поэт и философ Р. Эмерсон писал: «… всякий человек – поэт в той мере, в какой он восприимчив к этим чарующим таинствам природы, ибо каждому из нас знакомы раздумья, предмет которых Вселенная». Кем же, как не поэтом, можно назвать человека, чья жизнь была посвящена «грёзам о Земле и Небе»?

Эмерсон также отмечал: «Человек лишь наполовину является самим собой, другая его половина – умение выражать себя… Он (поэт – А. П.) – представитель рода человеческого благодаря тому, что в нём всего больше развиты способности воспринимать и передавать другим». Восприимчивость «калужского мечтателя» и способность «передавать другим» поистине поэтические.

Традиционной темой поэтов, как известно, является природа: тонкое переживание её, связи человека с ней – для поэта всё является живым. Давно замечено и давно подчёркнуто, что рост знаний о природе связан с постепенным удалением от природы; утрата чувства природы, непосредственной связи с ней оказывается угрожающей изнанкой прогресса наук о природе. Модель вытеснила оригинал. Г. Коген в своё время решительно сформулировал существо вопроса так: звёзды существуют не в небе, а в учебниках астрономии. В противоположность этим тенденциям мыслил К. Э. Циолковский – его взгляд смыкается с поэтическим: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной».

Вот ещё одно свидетельство единства взглядов Поэта и Учёного. Мы читаем у Гёте: «Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом». Эта мысль перекликается с высказыванием Циолковского: «Человечество обратится как бы в одно могущественное существо…».

«Любое не поэтическое раскрытие реальности не может быть полным», – подчёркивал английский астроном Дж. Барроу. Эту мысль продолжает высказывание современного отечественного поэта Е. Рейна: «Несмотря на успехи современной науки, мы всех ответов не знаем. Именно в поэзии недоговорённые природой вещи можем художественно объяснить». В этой связи для настоящего мыслителя, каким являлся Циолковский, естественными были его философско-художественные эссе, его так называемые научно-фантастические работы, в которых он достигал поэтической целостности. «…Если Вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин – поэтической и научной - так же не может быть, как и двух исключающих друг друга «высших благ» или целей существования», – отмечал поэт и философ В. Соловьёв.

Уже поэты-современники основоположника и пионера космонавтики высоко оценили его. «Никто до Циолковского не мыслил такими космическими масштабами!.. Уже это одно даёт ему право стать в разряд величайших гениев человечества», – писал В. Брюсов. И случайно ли, что в кино образ ученого воплотил поэт Е. Евтушенко?

Как известно, поэзия и музыка очень близки, недаром слово сонет (итальянское: sonetto) произошло от son – звук, мелодия, поэма. Известно также, что слушание вокальных и оркестровых концертов, а также воспроизведение любимых мелодий, в том числе и собственного сочинения, было для Циолковского столь же необходимым, как и повседневная исследовательская работа (Э. Радская). Глубокие размышления на тему связи работы и музыки можно найти в статьях Циолковского «Происхождение музыки и её сущность» и «Свойства человека».

Согласно высказыванию 80-летнего мудреца Гёте «высшее, чего человек может достигнуть, есть изумление» с уверенностью можно сказать, что этого высшего Константин Эдуардович не только достиг в своей жизни, но и сподвигнул достигать подобного многих других и долго будет ещё делать это своим творчеством. «Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной…» (К. Э. Циолковский).