ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ: ПРИНЦИП ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

© Ю.Н.Макаров, А.А.Руссков, В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2007 г.

Ранее мы формулировали три основных принципа формирования перспектив:

– принцип формализации перспектив;

– принцип единой меры программ;

– принцип оптимизации программ.

Этот доклад мы посвящаем изложению основных понятий и соответствующих им терминов первого принципа. При переходе от общего методического понятия «формирования перспектив» к изложению его отдельного принципа, мы сузили также и его содержательную базу до объема «программа». Программа – часть перспектив. Принцип деления перспектив на программы – иерархический. Иерархия деления перспектив на программы есть самый общий формализм рассматриваемого принципа. В каждом «сечении» перспектив на некотором срезе времени мы имеем свое деление перспектив на программы, которое выражено в виде «дерева программ». Мы будем называть его статической структурой программ.

Эволюция статической иерархии программ вдоль оси времени имеет и консервативно-наследственные и революционно-динамические черты. Генетику этой динамики отражает во времени каждая программа. Реализуется она в ресурсной динамике, в которой каждый переход во времени от ресурсов входа до ресурсов выхода есть элемент сетевого процесса производства (в широком понимании этого термина). Каждый такой элемент преобразования ресурсов мы будем называть сетевым элементом (СЭ). Из множества возможных СЭ выделяются два: целевой элемент (ЦЭ) и игровой элемент (ИЭ). Отношение СЭ к ЦЭ или ИЭ зависит от субъектной ситуации в данной программе. Там, где субъекты (субъект), управляющие процессом производства, имеют одну общую цель, его СЭ будут ЦЭ. В противном случае мы имеем игровую ситуацию: каждый субъект процесса есть игрок, и его СЭ будут ИЭ. Но в последней мысли мы касаемся третьего принципа формирования перспектив. Поэтому оставим эту мысль для другого доклада.

Само преобразование ресурсов в СЭ формально может представлять собой некоторый стандартный оператор, удовлетворяющий формальным вычислительным требованиям перехода. Все вопросы точности аппроксимации СЭ уходят в организацию итерационно-рекуррентного процесса взаимодействия вычислительной модели и источника исходной информации, который мы здесь называем контингентом экспертов.

Статическая структура программ есть декомпозиция программ и не содержит ресурсов, Ресурсы, на некотором «временном срезе» в «накладку» на статическую структуру, дают нам уже не статическую, а кинетическую (термин Эшби) структуру, которая показывает вневременной переход ресурсов в малой области времени около нашего временного среза. Кинетические структуры, развернутые во времени, образуют динамическую структуру программы (ДСП) и интересующей нас программы.

Все управления, определяющие возможные сбалансированные поресурсно программы, заключены в ЦЭ и ИЭ. Выбор оптимального варианта и соответствующего ему управления вновь выводят нас за пределы очерченной темы в область других принципов. Резюмируя сказанное, мы лишь определим формализм описания программ, как дерево сетей ресурсной динамики сетевых элементов преобразования ресурсов.