РАЗВИТИЕ ГРАМОТНОСТИ – ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ГРАМОТНОСТИ – ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

К. Э. Циолковский называл себя самоучкой, ибо мало что извлек из учения в гимназии. Именно книги стали его жизненными учителями. Они щедро одарили его знаниями, а размышления над книгами сделали чтение простым и понятным, способствовали тому, что Циолковский погружался в собственные мысли. Именно чтение стало для него источником идей образования.

Какую же роль играет чтение в современном образовании? Вопрос важен прежде всего потому, что уровни чтения и грамотности молодых людей тесно связаны: грамотность необходима для чтения, а само чтение развивает грамотность. Анализ информации свидетельствует о том, что Россия отстает от развитых стран по уровню грамотности среди всех возрастных групп населения: самый высокий уровень грамотности детей 6 лет в Канаде – 32%, в России – 14% (2003 г.); доля детей 10 лет с самой высокой грамотностью в Англии – 24%, в России – 8% (2003 г.); самые грамотные подростки в возрасте 15-16 лет в Канаде – 13% , в России -2% (2000 г.); косвенные оценки среди взрослого населения свидетельствуют, что самые грамотные люди в Швеции – 73%, в России – 21% (2000 г.).

Неутешительны показатели и уровня чтения в России. Доля читающего населения в возрастной группе до 6 лет в РФ составляет 44% (лучшая практика 72%), 7-10 лет – 98% (лучшая практика 99%), 11-16 лет – 60% (лучшая практика 82%), после 18 лет – 50% (лучшая практика 73%).

Уровень чтения каждого человека определяется совместным влиянием четырех ключевых факторов чтения: сформированной потребностью в регулярном чтении, доступностью информации, доступностью носителей, доступностью содержания.

Многие развитые страны имеют комплексные национальные программы по развитию чтения и грамотности. Такая программа способствовала бы тому, чтобы в России в разряд активных читателей включалось бы все больше населения. Чтение и развитие грамотности – не только педагогическая проблема, это приоритетный проект и задача всего государства.