РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АВИАСТРОЕНИЯ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АВИАСТРОЕНИЯ

© В.И.Маврицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2007 г.

К числу основных задач, содержащихся в принятой недавно «Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года», относятся преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний и развитие высокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности.

Авиационная промышленность как наукоемкая отрасль является локомотивом развития фундаментальных и прикладных направлений науки, в том числе, и в интересах других отраслей промышленности.

Успех на современном высоко конкурентном рынке как гражданской, так и военной авиационной техники может сопутствовать только разработчику высокотехнологичных изделий, создаваемых в кратчайшие сроки. Такая продукция создается на базе научного и технологического задела в части новых технических решений и информационных технологий.

Отраслевые научные организации авиапрома уже в настоящее время имеют научные разработки и технологии, которые могут предложить промышленности. Однако нередко промышленность неспособна такой заказ ни сформировать, ни оплатить, предпочитая инвестировать собственные средства в покупку готовых зарубежных технологий и оборудования.

Примерами использования новых технологий при разработке перспективного ближне-среднемагистрального самолета (МС-21)являются:

– использование крыла сверхвысокого удлинения,

– применение высокоэкономической силовой установки с увеличенной степенью двухконтурности (m = 8-12),

– широкое применение в конструкции композиционных материалов (до 50% по объему).

Внедрение указанных новых решений позволит существенно повысить технический уровень самолета, обеспечив:

– снижение расхода топлива на 20-25% по сравнению с существующими зарубежными аналогами;

– увеличение крейсерского числа Маха с М=0,78 до М=0,82-0,85;

– уменьшение шума на местности (запас не менее 15 EPNдБ от главы 4).

Значителен также опережающий научно-технический задел при разработке новых региональных самолетов RRJ в части отработки аэрогазодинамики силовых установок, исследования устойчивости работы двигателя, характеристик реверсивного устройства, мероприятий для снижения вихреобразования и опасности попадания в воздухозаборники посторонних предметов. Реализация этих мероприятий обеспечит выполнение требований отечественных (АП) и зарубежных (FAR, JAR) норм летной годности, достижение максимально высокого уровня безопасности полетов, высокого уровня комфорта управления самолетом.

Новой разработкой, не имеющей аналогов в мировом вертолетостроении, является использование вместо традиционного керосина газового топлива, что позволит существенно снизить содержание вредных веществ в продуктах сгорания, расширить область применения вертолетов, особенно при освоении нефтегазовых месторождений, повысить экономическую эффективность.

Россия пока еще обладает достаточным научным заделом в части создания стратосферных дирижаблей, однако в связи с бурным развитием этого весьма перспективного направления в других странах на фоне почти полного отсутствия финансирования у нас, передовые позиции могут быть утрачены.

Повышению конкурентоспособности самолетов за счет улучшения условий комфорта пассажиров способствует технология экранирования шума двигателя планером.

Применение нано и MEМS технологий в авиационной отрасли позволит обеспечить:

– уменьшение веса планера на 30%,

– увеличение ресурса в 3 раза,

– уменьшение расхода топлива на 15%,

– уменьшение вредных выбросов в атмосферу на 90%,

– повышение безопасности полета.

Перечисленные выше, а также ряд других направлений являются основой инновационной политики страны в области авиастроения, важность которой объясняется тем, что в современных условиях не только динамический, устойчивый, экономический рост, но даже и воспроизводство достигнутого уровня становится невозможным без инноваций.