СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

© Е.П.Гора
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2007 г.

Представлены две концепции развития научных знаний. Согласно первой из них развитие науки является кумулятивным процессом. В соответствии с другой – смена научных картин мира сопровождается коренным изменением нормативных структур исследования и оснований науки. Эти периоды рассматривают как глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности. Каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Идеалы и нормы неклассической науки характеризуются пониманием относительной истинности теорий и картины природы. Поиск путей единства науки, дифференциации и интеграции знания превращается в одну из фундаментальных проблем, не потерявших своей актуальности до настоящего времени.

В конце ХХ – начале ХХI века происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Важным критерием нового типа мышления является готовность радикально изменить методы и системы ценностей, на которые опираются наука и технологии, междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Их реализация порождает процессы интеграции в единой системе теоретических и экспериментальных исследований, фундаментальных и прикладных знаний. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира. Следует отметить, что из наук естественного цикла именно медико-биологическая наука, долгое время оставаясь на классических позициях, потребовала в начале XXI века новых парадигмальных интерпретаций. Ориентация науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает идеалы и нормы исследовательской деятельности. В науке стали преобладать теоретические описания и предсказания состояний системного комплексного объекта, теоретические схемы с использованием компьютерных программ. Изменяются представления о стратегии эмпирического исследования. Встает вопрос о воспроизводимости эксперимента применительно к развивающимся системам, одним из компонентов которых является сам человек. Примерами таких «человеко-размерных» систем могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом, объекты биотехнологии, системы «человек-машина»

Таким образом, в настоящее время остро стоит вопрос о формировании новых мировоззренческих позиций в медицине и биологии, в соответствии с общими тенденциями развития науки.