СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЯМИ – ЛИДЕРАМИ МИРОВОГО РЫНКА

© Д.В.Онучина, М.В.Пустобаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2007 г.

Стратегическое управление возникло в условиях нестабильной экономики и заключается в деятельности по выбору и реализации перспективных целей через осуществление изменений в организации. Целью настоящей работы является анализ процессов и структур стратегического управления компаний-лидеров мирового авиакосмического рынка.

Анализ управленческих структур ведущих зарубежных компаний, таких как Boeing и EADS, позволяет сделать вывод о наличии в них стратегических управленческих структур. В компании Boeing совет директоров корпорации несет ответственность за надзор, постановку целей и планирование для обеспечения долгосрочных интересов компании и акционеров. Советом назначается исполнительный директор, решающий задачи стратегического управления. В состав компания EADS входит исполнительный комитет, который несет ответственность за повседневное оперативное и стратегическое управление, за решение задач постановки и реализация стратегии бизнеса. Управление комитетом разделяется по различным признакам – функциональному, управлению бизнес-единицами и географическому. Во главе комитета стоят два исполнительных директора(CEO) и два ведущих операционных директора (COO): один по маркетингу, стратегии и глобальному развитию, другой по финансам. В целом реализация процессов и структур стратегического управления доказала свою эффективность в условиях платежеспособного спроса и ориентации западной экономики на наукоемкие производства.

Для российских производителей, имеющих другие признаки членения организационных структур (производственные, жизнециклические), находящихся в условиях низкой платежеспособности внутренних заказчиков и неприоритетности наукоемкой продукции в экономике, заимствование опыта западных корпораций должно учитывать отечественную экономическую и рыночную специфику. Поэтому авторами рекомендуется использование в первую очередь самих процессов стратегического управления в деятельности компаний на уровне высшего руководства. При этом в основе принятия решений должно лежать долгосрочное прогнозирование рынков, экономической и политической среды, влияющей на характер и структуру спроса.

Что касается организационных структур, то может быть рекомендовано создание специальных подразделений штабного типа в компаниях, реализующих такие управленческие функции как стратегическое планирование и управление, стратегический маркетинг, управление нововведениями. Это создает основу адаптивного, ориентированного на конкретные рынки и их перспективы, процесса управления.