УСТРЕМЛЕНИЕ В КОСМОС СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

© А.М.Кирюшкин
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2007 г.

Запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) положил начало нового направления деятельности человека – космической, связанной с созданием космических средств, для исследования и использования космического пространства и затрагивающей интересы всех государств. Появилась необходимость международно-правового регулирования космической деятельности.

Важнейший документ международного космического права, одобренный ООН, — Договор по космосу 1967 года (статья 1), устанавливает, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами, на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Базовой основой космической деятельности является высокий уровень науки, техники и экономики, характерные для наиболее развитых стран. Наша страна признана лидером мировой космонавтики, и мы гордимся достижениями отечественной космонавтики – запуском первого ИСЗ, первым полётом человека на космическом корабле – Ю. А. Гагарина, космическим полётом первой женщины – В. В. Терешковой, первым выходом в открытый космос – А. А. Леонова, изучением Луны, Венеры, Марса и других планет.

К концу XX века в мировой космонавтике произошли значительные изменения: началась стремительная коммерциализация космической деятельности, рост количества заказов на международном рынке космических услуг. В орбиту космической деятельности вовлекается все большее число стран различных регионов мира. В апреле текущего года с помощью российской ракеты-носителя на орбиту выведен первый спутник Колумбии («Либертад-1»), в июне прошлого года – первый спутник Казахстана («Казсат»).

После исторического полёта Ю. А. Гагарина в космических полётах участвовало более 450 человек из более 40 стран мира. Весной прошлого года совершил полёт первый бразильский космонавт Маркос Понтес.

Сегодня в РГНИИЦПК им. Ю. А. Гагарина проходят подготовку представители Малайзии. Ранее совершили космические полёты:

– Фам Туан (СРВ) – в июле 1980 года;

– Тамайо Мендес (Куба) – в сентябре того же года;

– Ракеш Шарма (Индия) – в апреле 1984 года;

– Тохиро Акияма (Япония) – в декабре 1990 года;

– Ян Ливэй (Китай) – в октябре 2003 года.

В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки функционируют космодромы:

– Шрихарихота (Индия);

– Цзюцюань, Тайюань, Сичан (Китай);