ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

© А.В.Попов, А.Н.Куликов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

В психологической литературе отмечается, что в сложившейся системе вузовского обучения и воспитания умственная деятельность студентов и, прежде всего, ее психологические особенности, все еще не стали объектом достаточно активного учебно–воспитательного воздействия. Построение учебного процесса и контроль за его проведением указывают на преобладание педагогических действий, приводящих к доминированию памяти над мышлением. Жесткая финансовая подотчетность и отчетность за сохранение контингента, безусловно, сдерживают инициативу творческих педагогов, способных построить процесс обучения так, чтобы проявление в учебной деятельности высшей психической функции, какой является «инверсионное мышление», было бы более заметным.

Требования единого государственного экзамена настолько велики, что подготовка ученика школы к такой форме отчетности требует от учителя школы не только качественного отбора и качественного изложения материала, но и качественного контроля за его усвоением, требует постоянной ориентации на индивидуальные личностные возможности своих учеников и их личностные устремления. Успех в педагогической деятельности может быть гарантирован только при обязательном соблюдении основного условия: профессиональные знания самого педагога обязаны быть глубокими и системными, а педагогическая деятельность обязана выполняться с соблюдением системы дидактических принципов, максимально учитывающих личностную ориентацию учащихся на выбор профессии.

Работа на компьютере в информационном пространстве, как способ удовлетворения своих личных потребностей в совершенствовании профессиональной образованности – вполне современный способ вхождения в личностно – ориентированное обучение. Характерной особенностью такого обучения является активное участие субъектов учения в процессе отбора объектов изучения. Субъект преподавания и субъект учения становятся на определенное время равнокомпетентными партнерами, способными объективно оценивать значимость для них возможных объектов усвоения и меняться, в зависимости от изучаемого содержания, ролями - становиться на время то объектом учения, то субъектом преподавания. Про такую ситуацию говорят: устанавливаются субъект-субъектные отношения. Как ни трудно учителям, но они обязаны постепенно включаться в осуществление нарождающейся формы образовательного процесса, трактуемой как личностно – ориентированное обучение.