ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Православная культура заключает в себе духовность, эстетический и нравственный компоненты. Сегодня в различных регионах страны осуществляется работа, связанная с передачей учителям знаний из области православия. Практическая педагогическая этика предполагает любовь к детям. Моральный кодекс учителя взят из 10 заповедей Библии. Современный учитель должен обладать духовно-нравственным потенциалом. Именно таким потенциалом обладал учитель К. Э. Циолковский. Духовно-нравственный потенциал педагогического наследия Циолковского можно проследить в научном творчестве ученого по социально-педагогической проблематике, в педагогической практике Константина Эдуардовича.

Нравственные отношения людей Циолковский рассмотрел в ряде своих работ о социальном переустройстве общества. Единственно разумной и справедливой он считал такую организацию, которая обеспечивала бы избавление человека от лишений, страданий и невежества. По его мнению, распространению технических идей и научных знаний мешают слабое просвещение масс, недостаточное общественное внимание к вопросам культуры и жизни гениев. Гордостью нового социального общества, по его мнению, будут учителя и наиболее «совершенные люди», «люди, умеющие наилучшим образом бороться с природой за свое существование,.. люди с высоким миросозерцанием и познанием всей Вселенной, а не Земли только». Ученый пытался предложить такой вариант общественного устройства, при котором личность будет получать всестороннее и полное нравственное развитие.

В научно-фантастической повести «Вне Земли» Циолковский выразил высокую нравственную идею мирного сосуществования народов планеты Земля в целях освоения космоса. В символическом образе международного форума ученый показал глубочайшую веру в силу науки, в содружество ученых мира и в успех космических полетов, которые принесут людям счастье и полное нравственное удовлетворение. Освоение космоса Циолковский рассматривал как путь совершенства этики человечества, его нравственности.

В работе «Этика, или естественные основы нравственности» Циолковский рассмотрел научные знания как могущественное средство всестороннего развития человеческого общества, подчеркивая при этом нравственную ответственность всех граждан и особенно ученых-естествоиспытателей за правильное их использование.

Обращая внимание на то, что главное достоинство учителя заключается в его знаниях, Циолковский одновременно указал, что в педагогической деятельности особо важное значение приобретает личный пример учителя, его моральный облик. На первый план он выдвинул такие качества, как истинная любовь к детям, постоянное стремление прийти к ним на помощь своими знаниями и умениями, сделать для них как можно больше полезного, каждое дело выполнять с душой. Эту истину он подкреплял собственной педагогической практикой.

В новой исторической эпохе предназначение, миссия школы — в построении духовного стержня, создании условий для реализации индивидуальной траектории развития личности каждого школьника.

Ценностный блок знаний, обращенных к ученику, увеличивается, если учитель знаком с православием. Имея крепкий нравственный стержень, такой учитель, как специалист, готов не просто к работе, он готов к служению людям и, прежде всего, детям. И это как бы часть христианского служения.

Согласно воспоминаниям, оставленным бывшими ученицами Калужского епархиального женского училища, «епархиалки» видели в Циолковском не просто учителя, а эталон учителя, образец подражания в будущем, в пору самостоятельной педагогической деятельности. Они видели в нем человека не только много знающего, но и духовно богатого, глубоко нравственного. Циолковского можно назвать нравственным гением. Он представляет собой учительство мира, которое не только учит мир жить, но и смотреть на этот мир через духовно-нравственную, этическую призму.