ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЧЕРКА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЧЕРКА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© М.В.Аршанский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2008 г.

Почерк человека формируется в течение всей его жизни под влиянием различных факторов. Это, несомненно, степень развития мелкой моторики, которая напрямую связана с интеллектуальными возможностями; педагогическое воздействие; эмоциональные переживания, которые, сохраняясь не отрефлексированными, приводят к формированию мышечных блоков; различные социальные факторы, в первую очередь — профессиональные условия, биологические, к которым можно отнести не только анатомические особенности строения скелета руки, но также и различные заболевания, в первую очередь органов чувств. Эти и многие другие причины приводят к тому, что почерк человека становится индивидуальным, характерным только для одного человека, что дает возможность, изучая почерк, сделать заключение о психологических качествах и жизни человека.

В основе приведенных ниже наблюдений исследования автора доклада и выводы, известные из литературы (Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. М., Эксмо, 1997. Монгештейн И. Психографология. М., 2000).

Изучая почерк К.Э. Циолковского, можно обратить внимание на характерное для него написание некоторых букв.

Буква «Б» — без сильных каллиграфических нажимов. Заглавная «В» — грациозна, с нажимом, немного вытянута вверх. А прописная «в» — круглая, широкая. Прописная буква «д» — в «спокойной» обстановке строчная с петлей, как французская «g», но стоит приступить к работе над исследованиями, она меняется — петля поднимается вверх и появляется характерный росчерк вправо. Буква «й», пишется так, как будто над ней нарисован щит. «Л» имеет утолщение к верху наверху острая, а у буквы «м» вторая палочка несколько меньше первой. «О» — обычно не закрыта сверху или имеет небольшой нажим справа, прописная буква несколько вытянута вверх. Для строчной «п» характерны закругления, что обычно говорит о сильном воображении и склонности к литературе. Буква «р» — длинная, прямая, буква «т» наклонена влево и иногда имеет вид строчной буквы. Однако в записях, имеющих отношение к исследованиям, заглавная буква «Т» меняется, все три палочки связаны вместе и постепенно укорачиваются, а верхний росчерк длинен и с маленьким нажимом в конце. В этих же рукописях встречается характерная «Ф» — типографской формы, грациозная, второе закругление отделено от средней палочки. У буквы «Х» обе вершины находятся на одной высоте, написаны с ровным закруглением, без нажима. Буква «я», обычно приподнятая, горделивая, с росчерком, в научных рукописях изменяется: появляется нажим и росчерк вправо.

Приведенное описание букв, встречающихся в рукописях Циолковского говорит, о таких его качествах как необыкновенная выносливость в работе, последовательность, любознательность, присутствие оригинальности взглядов на природу вещей. Сентиментальность и склонность к грусти и хандре компенсируются художественностью, склонностью к изящному и преданностью, которые сопровождаются нежностью и честностью. Болезненность скрывается энергией, деятельностью, часто поспешной. Написание букв характеризует их автора как решительного человека, увлекающегося настолько, что в работе, при проведении исследований, он становится замкнутым, до эгоизма, точность становится педантичностью, появляется резкость, нетерпеливость, темпераментность, которой подчас, по воспоминаниям Циолковского, ему не хватало в обычной жизни. Проявляется фанатизм ученого, который не достигает степени болезненности. Написание букв говорит об открытости, простоте, искренности человека, спокойном уравновешенном характере и интеллектуальном превосходстве над большинством окружающих.

Сам почерк ученого прямолинейный, твердый, ровный, округлый, концы букв связаны и замкнуты, некоторые буквы крупные, но без штрихов, отчетливые. Смелые, уверенные буквы, тонко связанные между собою, местами поднимающиеся. Общий же вид почерка ровен, окончания букв одинаковы, что говорит об обдуманности, больших педагогических способностях, мягкосердечности, последовательности, непоколебимости, большой тактичности, честности, выдержанности, несмотря на экспансивность и пылкость натуры; увлеченности.

Ровность, вытянутость почерка и буквы с нажимами свидетельствуют о его неукротимой энергии. Удовлетворен и поглощен своей работой. Необыкновенно добрый, приветливый. Индивидуальность выражается в расстановке букв, то плотной, то редкой. Он пишет, как бы диктуя сам себе, что и указывает на его физический недостаток (глухота).

В то же время в рукописях, связанных с исследованиями, буквы отчетливые, ясные, иногда похожие на цифры; они слитные, без украшений, криволинейны, оригинальны, удлиненны и жирны. Это говорит о научности, образованности, изобретательности и последовательности в работе; правильности взглядов, холодности, терпеливости, необходимых исследователю, что, несмотря на вспышки гнева, дает возможность делать достаточно дерзкие открытия.